Найти тему
11 подписчиков

Друг сегодня побаловал книгой Т.Бердашевой «Карельские боги за 300 лет до Калевалы». Это деликатес, просто сразу целиком проглатываешь за пять минут и потом ощущаешь послевкусие. Кропотливо, с любовью, бережно собрано и восхищает. Приведу небольшой пример (хотя глаза, конечно, разбежались), просто потрясающий образ с завораживающей этимологией:

🔥 «Воображая образ Кипинятяр – кошки Хийси (Hiijen kišša), можно представить себе женщину с пламенными волосами или огненную кошку. Корень имени этой сущности происходит от слова kipinä, что переводится как «искра». В рунах Кипинятяр описывается как искрящаяся кошка Хийси с острыми когтями, лежащая на печке. Ее «шкура блестит искрами, глаза горят как угольки».
На севере Карелии зафиксированы ритуалы, проводимые для того, чтобы вернуть украденное имущество. Один из обрядов включал в себя следующее: нужно было взять три пальца с левой руки умершего (один сразу вернуть, чтобы покойник не заметил нехватки), добавить немного земли и веток с кладбища. На следе преступника развести костер и при помощи пальцев мертвеца подбрасывать в огонь ветки и кладбищенскую землю. Это делалось для вызова девы-искры Кипинятяр, которая должна была запугать вора и заставить его вернуть украденное.»
Дух-дева искры Кипинятяр (Kipinätär – kipinän haltijatar) – справедливая заступница от нечистых на руку. Её образ крайне редко встречается в народной карельской поэзии. Вот отрывок заговора, записанного в 1889 году Х. Мериляйнен в Оланге (перевод М.Кундозеровой):
Дева искры, дочь Хийси, следи за моими вещами,
подстереги вора, забери мое, верни украденное.
Напугай кистями застывшими, ладонями девы смерти,
чтобы не смог ночью спать и днем отдыхать,
пока не вернет назад, не положит на место.
Друг сегодня побаловал книгой Т.Бердашевой «Карельские боги за 300 лет до Калевалы». Это деликатес, просто сразу целиком проглатываешь за пять минут и потом ощущаешь послевкусие.
1 минута