11 подписчиков
Друг сегодня побаловал книгой Т.Бердашевой «Карельские боги за 300 лет до Калевалы». Это деликатес, просто сразу целиком проглатываешь за пять минут и потом ощущаешь послевкусие. Кропотливо, с любовью, бережно собрано и восхищает. Приведу небольшой пример (хотя глаза, конечно, разбежались), просто потрясающий образ с завораживающей этимологией:
🔥 «Воображая образ Кипинятяр – кошки Хийси (Hiijen kišša), можно представить себе женщину с пламенными волосами или огненную кошку. Корень имени этой сущности происходит от слова kipinä, что переводится как «искра». В рунах Кипинятяр описывается как искрящаяся кошка Хийси с острыми когтями, лежащая на печке. Ее «шкура блестит искрами, глаза горят как угольки».
На севере Карелии зафиксированы ритуалы, проводимые для того, чтобы вернуть украденное имущество. Один из обрядов включал в себя следующее: нужно было взять три пальца с левой руки умершего (один сразу вернуть, чтобы покойник не заметил нехватки), добавить немного земли и веток с кладбища. На следе преступника развести костер и при помощи пальцев мертвеца подбрасывать в огонь ветки и кладбищенскую землю. Это делалось для вызова девы-искры Кипинятяр, которая должна была запугать вора и заставить его вернуть украденное.»
Дух-дева искры Кипинятяр (Kipinätär – kipinän haltijatar) – справедливая заступница от нечистых на руку. Её образ крайне редко встречается в народной карельской поэзии. Вот отрывок заговора, записанного в 1889 году Х. Мериляйнен в Оланге (перевод М.Кундозеровой):
Дева искры, дочь Хийси, следи за моими вещами,
подстереги вора, забери мое, верни украденное.
Напугай кистями застывшими, ладонями девы смерти,
чтобы не смог ночью спать и днем отдыхать,
пока не вернет назад, не положит на место.
1 минута
21 июля 2024