189 подписчиков
Дефолт Украины и поиск средств на войну
Уже 1 августа Украина может объявить дефолт по евробондам, однако ситуация не настолько страшная, как может показаться.
В чем суть вопроса: еще до войны Украина, как почти все государства, брала деньги в долг у различных кредиторов, в том числе и частных. После начала СВО кредиторы согласились на заморозку выплат, однако это соглашение заканчивается 1 августа, а денег на выплаты у Украины сейчас нет. Остается два варианта: объявить или допустить дефолт, ну или договориться о реструктуризации долга.
Переговоры идут, однако Украина и кредиторы пока не нашли общей позиции, к тому же держателей облигаций, как пишет тематическая пресса, возмущает фактический шантаж со стороны Киева. Переговоры начали слишком поздно, а дефолт навредит скорее самим кредиторам, чем Украине. Для Киева это грозит понижением кредитного рейтинга, однако сомневаюсь, что сейчас в страну идут какие-то реальные инвестиции, все дотации от государств выдаются по политическим соображениям. Проблемы могут появиться с другой стороны, потому что соглашение о реструктуризации — один из «маяков» МВФ, к которому привязаны транши. Вот они могут остановиться или сдвинуться.
Однако все это не стоит большого внимания, слово «дефолт» для населения это такой жупел, однако ничего страшного в нем нет. Особенно в нынешней ситуации, так что даже в случае его наступления это обернется не более чем громкими заголовками в СМИ.
Но раз уже начал про финансы, то расскажу про актуальное состояние дел в украинской экономике. Бюджет на 2024 году вроде бы закрыт, может быть какие-то проблемы и будут, но они маленькие и решаемы, например, незначительной девальвацией гривны. Проблемы у Киева со следующим годом, где даже при всех позитивных раскладах существует дыра более чем в 10 миллиардов долларов. И уже давно ходили разговоры, что иных вариантов кроме повышения налогов нет.
Вот оно и происходит, законопроект о поднятии налогов должен скоро поступить в Раду, он предполагает:
- Повышение военного сбора с 1,5% до 5% для физлиц;
- Дополнительный 1% военного сбора для юрлиц от дохода;
- Военный сбор на продажу недвижимости, покупку автомобиля, мобильную связь и т.д.;
- Снижение порога оплаты налога на посылки со 150 евро до 45.
Плюс еще разные изменения вроде налога на ювелирку, повышение акцизов на алкоголь и т.д.
Короче, жизнь среднего украинца в 2025 году станет заметно хуже, однако эти меры могут принести украинскому бюджету 140 миллиардов гривен, а дефицит в 2025 году составит, по оценкам бюджетного комитета Рады, 400-500 миллиардов. То есть вопрос с деньгами совершенно не закрыт для Киева.
Еще один источник дохода — это прибыль от замороженных российских активов. Однако по ним так и не удалось договориться, план США на выпуск облигаций на 50 миллиардов пока так и не приняли, хотя саму прибыль уже стали изымать. Первый транш Украина должна получить в августе этого года, однако годовая прибыль не будет превышать 3 миллиардов, что достаточно много (120 миллиардов гривен), однако тоже этого всего недостаточно для покрытия украинского дефицита.
К тому же есть у меня подозрения, что в связи с ситуацией с электричеством на Украине заметно упадут налоговые поступления. Малому и среднему бизнесу приходится тяжело, работать на генераторах или дорого, или вообще невозможно.
В целом ситуация для Киева складывается так, что краха экономики в 2025 году ждать не стоит, однако усилий для поиска денег им придется приложить достаточно много. И учитывая все эти проблемы, усиливать мобилизацию еще больше не выйдет не только по демографическим, но и по экономическим показателям. Вообще вот эта дыра в бюджете как раз и была проделана усилением мобилизации в этом году.
3 минуты
21 июля