Найти тему
112 подписчиков

​​👩🏼‍🏫 Возвращаюсь из летней учительской спячки, чтобы в рубрике #ГраммЛитры в день рождения Маяковского рассказать о том, что можно прогуляться по нашему любимому городу маршрутом известного поэта.


Я — Маша Граматчикова, кандидат наук, преподаватель УрФУ, автор канала «Лошадь Волошина». Пару лет назад мы со студентами-магистрами готовили авторские литературные экскурсии, и одна из групп придумала прогуляться маршрутом Маяковского в Свердловске 1928 года. Как выглядел бы маршрут?

Начать можно с вокзала (1), ведь именно на поезде Маяковский прибыл в Свердловск, на поезде через пять дней и уезжал. По сохранившимся воспоминаниям он все время не отходил от окна, пораженный природой Урала. От вокзала по улице Свердлова поднимаемся до Карла Либкнехта, где нас интересует целых два места — это (во-первых!) здание Филармонии, где раньше был Деловой клуб (2). Именно здесь и выступил Маяковский с чтением поэмы «Хорошо», впечатлив слушателей возвышенной и эмоциональной интонацией. Выступал он «искренне и правдиво», сам захваченный музыкой своих стихов. Хотя сохранились воспоминания и одной учительницы:
Мне совершенно непонятно: эта ваша поэма, извините, какая-то барабанщина…

Во-вторых, это Храм-на-Крови, точнее то место, на котором он находится, Маяковский живо интересовался историей Царской семьи, поэтому заходил и в Музей Революции, устроенный в доме Ипатьева (3). Он был так впечатлен, что поспросил отвезти его на место захоронения Романовых, после посещения «девятой версты» он начал стихотворение «Император», в черновиках к которому были по-настоящему сострадательные строчки, где он жалеет, что новый человек (коммунист) оказался кровожаден, хоте не должен таковым быть.

Далее можно остановиться около 1-го дома горсовета на Ленина 36 (4), примечательно это место тем, что Маяковскому было важно один день (из пяти проведенных в Свердловске) посвятить общению с простыми людьми. Поэтому он заходил в квартиры к рабочим, которые как раз заселялись в дом, чтобы спросить у них, что они думают про строящийся Свердловск — город будущего.

Следующая остановка — это гостиница «Ярмарком» (5) (ныне «Уральский институт травматологии и ортопедии имени Чаклина», пер. Банковский 7), где останавливался Маяковский на ночь и где начал несколько стихотворений, в том числе «Екатеринбург-Свердловск», которое он передал в издательство «Уральский рабочий» (6), куда мы и отправляемся на Вайнера 12. О чтениях в издательстве сохранились воспоминания:
«Небольшой зал заседаний еле вмещал желающих. Ждали недолго. Маяковский шел, на ходу развязывая шарф. Огромного роста, он был на голову выше толпы. Такое же впечатление необычного производила его манера говорить. Маяковский умел ставить и освещать вопрос со всем бесстрашием правды, страстно, и говорил он о том, что волновало его, а волновало его все: и коммунальное строительство, и литературная новинка».

Одним из важных мест «пребывания» поэта стала улица Вайнера (7), которая переживала не лучшие свои годы, а Маяковский прогуливался по ней несколько раз в день, потому что жил неподалеку. Один из свердловских журналистов потом зафиксирует что-то среднее между гневом и восхищением:
Мы шли вечером по улице Вайнера, изрытой глубокими траншеями для прокладки водопровода. Пробираясь сквозь ухабы и рвы и добродушно чертыхаясь, Владимир Владимирович говорил: «Черт знает, что делается! Все улицы изрыты, не город, а строительная площадка».

Именно по улице Вайнера мы поднимемся до Горного университета (8), где поэт встретился с молодежью и студентами. Здесь и завершится наша вымышленная экскурсия! Мы надеемся, что такая прогулка поможет представить город почти сто лет назад, увидеть, как он развивался и строился, заново посмотреть и на стихи большого поэта, и на любимые улицы.

У этого
города
нету традиций,
бульвара,
дворца,
фонтана и неги.
У нас
на глазах
городище родится
из воли
Урала,
труда
и энергии!
​​👩🏼‍🏫 Возвращаюсь из летней учительской спячки, чтобы в рубрике #ГраммЛитры в день рождения Маяковского рассказать о том, что можно прогуляться по нашему любимому городу маршрутом известного поэта.
3 минуты