Найти тему
42 подписчика

ПОМОЩНИК "ПОВЕЛИТЕЛЯ КАДРА" ИЛИ О ПРОФЕССИИ КИНО МОНТАЖА

В продолжение рассказа о процессе создания кино в рубрике "Кинопрофессии хочу рассказать о профессии монтажника, играющей в процессе создания кинопродукта ключевую, решающую роль. Именно от данного специалиста зависит итоговый "выпускной" вариант кинофильма, который уже будет иметь возможность оценивать непосредственно массовый зритель и кинокритик.
Режиссер монтажа - это творческий профессионал, который отвечает за монтаж отснятого материала фильма. Режиссер монтажа работает с режиссером, сценаристами, операторами и другими членами съемочной группы, чтобы создать связный и захватывающий фильм.
Вопреки расхожему мнению, работа монтажера начинается не тогда, когда фильм уже снят, декорации демонтированы и все актеры разъехались по другим проектам. Еще перед началом активного производства монтажер садится за стол с режиссером и изучает финальную версию сценария, вникая в общую концепцию будущего фильма. Комедии монтируются не так, как хорроры, а драмы отличаются от экшенов. Чтобы четко понимать, с чем ему предстоит работать, монтажер часто наблюдает и за самим съемочным процессом.
«В монтаже фильмов есть алхимия, которую сложно артикулировать отчасти потому, что так мало людей знают о нем, — разводит руками Стивен Миррионе, ответственный за «Выжившего» и «Голодные игры». — Как монтажер вы в основном лепите и формируете эмоциональное содержание сцены и воздействуете на точку зрения зрителей».
Мне нравится думать об этом, как о чем-то среднем между поваром закусочной и нейрохирургом, — описывает свое призвание Уолтер Мерч, собравший воедино «Апокалипсис сегодня». — Иногда вы делаете невероятно деликатные вещи. Два измененных кадрика определят успех фильма».
Итак, в чём же заключается профессия киномонтажа? Режиссер монтажа должен уметь:
- анализировать отснятый материал и понимать его сюжет, тон и атмосферу.
- выбирать и располагать кадры таким образом, чтобы создать желаемый эффект.
- использовать монтаж для создания темпа, ритма и напряжения.
- работать с другими членами съемочной группы, чтобы создать согласованное видение фильма.
Оценить качество сборки картины бывает непросто. В идеале смена кадров подчиняется сюжету и не должна отвлекать зрителя. Недаром оскароносный Джоэл Кокс, склеивший многие фильмы Клинта Иствуда, говорит: «Хороший монтаж — это монтаж, которого вы не видите».
Впрочем, режиссеры-пижоны вроде Гая Ричи и Эдгара Райта используют агрессивную нарезку видеоряда как художественный прием, целенаправленно приковывающий внимание.
Советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов сравнивал фильм с человеческой речью. Кадры, образы, сцены, звуки фильма – это те же слова. И от того, как они будут сопоставлены друг с другом, зависит, насколько фильм затронет чувства зрителей.
Одним словом, работа монтажёра включает в себя такие виды, как склейка кадра, показ параллельного бействия-кадра, показ контрастного действия-кадра Рассказ о тонкостях профессии, примеры необычных (удачных и не очень) работ киномонтажника, более подробная "кухня" профессии в последующих статьях ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
2 минуты