28,6 тыс подписчиков
Физионотрас — механическая рисовальная машина, котрую в 1784 году изобрел художник-любитель, гравер и виолончелист Жиль-Луи Кретьен. Первоначально термином называли только устройство, создающее точный силуэт, но позднее он распространился и на созданные с его помощью портреты. Само слово «физионотрас» происходит от слияния французских слов «physionomie» — «лицо» и «trace» — «след», «отпечаток».
Устройство представляло собой деревянную кабину с экраном сбоку. Портретируемый неподвижно усаживался так, чтобы под пучком света абрис его профиля отразился на экране. Портретист или оператор обводил контур лица специальным указателем, соединенным с пантографом — таким образом движения указателя повторялись карандашом, и на бумаге проявлялся контур будущего портрета. Рисунок занимал несколько минут.
Рекламное объявление о физионотрасе гласило: «Господин Кретьен, музыкант королевской капеллы, изобрел прибор, с помощью которого делается портрет заданной величины, в профиль или в три четверти, за 3 или 4 минуты, причем не надо уметь рисовать. Цена этой машины не превышает 24 ливров».
Благодаря пантографу изобретенный Кретьеном прибор позволял рисовать контур сразу на отдельном листке бумаги, а также менять размер изображения, копировать его на бумагу или на медную пластину для гравирования. Такой контур можно было превратить в силуэт или вручную добавить черты лица, сохранив пропорции. Портреты в натуральную величину носили название «grand trait».
Физионотрас уступал гравированным портретам профессиональных художников, но отличался дешевизной и создавал у заказчиков ощущение объективной передачи изображения. Техника была крайне популярна в начале XIX столетия, и всего за несколько лет были созданы тысячи портретов. С появлением дагеротипии техника быстро вышла из употребления и оказалась забыта.
И в Историческом музее физионотрасы тоже есть. Например, портрет Варвары Ивановны Карабановой, супруги коллекционера Павла Фёдоровича Карабанова. Он был «рисован в Париже» художником-миниатюристом, учеником Кретьена Эдме Кенедеем. Парный портрет супруга Варвары Ивановны находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы встретились на выставке «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование» в Пушкинском музее, где представлены и другие памятники из собрания ГИМ.
—
Карабанова В. И. Рисовано способом физионатрас и гравировано в Париже. Э. Кенедей. 1817 г.
Портрет А. И. Тургенева. Бушарди Э. Париж, 1827 г.
Портрет М. А. Сендюковой (1795-1879). Бушарди Э. Париж, 1822 г.
Портрет полковника Егора (Георгия) Герасимовича Селехова (1777-1834). Физионотрас. Гравировальная доска. Э. Бушарди, Э. Кенедей. Париж, 1810-е гг.
2 минуты
25 июля 2024
142 читали