5911 подписчиков
Мираж или тайная стройка в Бурабайском районе?
Около месяца назад администрация ГНПП «Бурабай» установила забор между лесом и рядом сёл в Бурабайском районе Акмолинской области. Жители одного из аулов – Кымызынай – такую меру посчитали ущемлением своих прав. К слову, обошлась она бюджету в полмиллиарда тенге, что ещё больше возмутило население. Желая снизить градус социального напряжения, нацпарк отодвинул забор, однако в воздухе повис другой «нехороший» вопрос – что за стройка ведётся на территории рекреационной зоны? В ситуации разбирался корреспондент Turar Media.
Заявили миру о себе кумысом
Аул Кымызынай входит в состав Зеленоборского сельского округа и от райцентра – города Щучинск – по прямой дороге находится примерно в 24 км. Здесь есть всего одна улица – имени Абая, в селе 57 дворов – около 280 жителей. Работает начальная школа, где учатся порядка 15 детей. Есть мечеть и небольшая столовая, где местные жители проводят поминальный ас и торжества.
Местные с ноткой грусти указывают на котельную: когда-то все дома здесь были подключены к центральному отоплению и горячему водоснабжению. Но и сегодня делаются маленькие, но важные успехи. Так, недавно провели уличное освещение за счёт бюджета, разрабатывается проектно-сметная документация на строительство водопровода. Это значит, что в недалёком будущем в ауле появится центральное водоснабжение. А пока люди набирают воду со скважин.
Своё название аул получил, благодаря производству вкуснейшего кумыса: когда-то здесь работал мощный комплекс – с четырьмя базами, складом и сеновалом. Целебный напиток отправлялся в резиденцию президента, которая располагалась на территории национального парка, и в целом пользовался огромным спросом среди казахстанцев. Сельчане с гордостью напоминают, что здесь проводились съёмки популярных программ «Орёл и решка» и «Поедем, поедим!».
Сегодня же кумыс здесь производят лишь несколько местных частных подворий. Ну, а живёт население сегодня преимущественно за счёт животноводства. Работы в селе нет, поэтому многие уезжают в район и город на заработки, кто-то трудится в нацпарке.
Компромисс с населением
Новость о том, что их огородили от леса высоким стальным забором, вызвала среди сельчан сначала недоумение, а потом возмущение. Адильхан Абишев родился и вырос в Кымызынай, он утверждает: лес для местных – как родной дом.
«С мальчишками играли и гуляли в лесу, ходили в походы. Мы там разве что ягоды собираем – и то, большей частью, не заходя в чащу, на открытой местности. Ещё растут грибы, но казахи не знатоки грибов. Но никто и никогда не ломал деревья, не устраивал пожары, не вредил дикой живности. Наоборот, когда приезжают отдыхающие, мы время от времени наведываемся, следим, чтобы чего не натворили. Мы привыкли к этому лесу относится как к своему дому», – говорит мужчина.
Зато ограждение преградило диким животным путь к водопою.
«Многие из нас видели, как недавно косули упёрлись в забор и не смогли пройти к водопою. Поспрашивайте людей, они подтвердят», – включается в разговор другой житель Берик Уалидинов.
Между тем, после нескольких встреч с населением руководства ГНПП «Бурабай», акима Бурабайского района компромисс был найден: подвинуть забор на участке села Кымызынай.
Сразу скажем, получить комментарий у директора нацпарка Сергей Быкова оказалось делом непростым. При слове «журналист» Сергей Васильевич положил трубку и больше её не поднимал. Дозвониться удалось только с другого номера.
«Убирать забор мы не будем, просто сдвигаем дальше, чуть ближе к лесу. Сетка перенесена чуть-чуть на удаление от посёлка – метров на 800-900. Такое решение принято, чтобы не будировать, Вы же слышали. Мол, нас закрыли, чувствуем себя, будто в клетке. Мы встретились, переговорили и пришли к этому выводу. Доступ для населения открыт, он и ранее был открыт, это делается для предотвращения нарушения природоохранного законодательства», – напомнил Быков.
Сельчане радуются и уже вовсю собирают ягоды.
«Ничего не видели, ничего не знаем»
3 минуты
17 июля 2024