Найти тему

#напишу_небо_мирным

Сегодня герой нашей рубрики —​ поистине удивительный человек, чьё имя чтит и помнит благодарная Беларусь.​

Почетный гражданин Минска, народный художник СССР, Народный художник БССР, Герой Беларуси, кавалер орденов Франциска Скорины и Андрея Первозванного —​ Михаил Андреевич Савицкий.
Защитник Севастополя, узник фашистских лагерей смерти, через свои драматические полотна он показал всему миру апокалиптический страх и героику войны.
В сентябре 1940​ года Савицкого вслед за тремя старшими братьями призвали в ряды Красной армии. Война застала его на Северном Кавказе. А с октября 1941-го до конца июня 1942-го он вместе с боевыми товарищами защищал черноморский порт.
Последнее сражение произошло в начале июля у Херсонесского маяка. Четверо суток практически без воды и еды советские воины сдерживали натиск врага, пока не закончились патроны. Потом были ранение и плен, за которыми последовал ад: от пересыльных лагерей военнопленных в Бахчисарае и Николаеве до страшных концлагерей смерти «Бухенвальд» и «Дахау». Наперекор всему, узник №​ 32815 выжил.
Воспоминания​ о пережитом художника не оставляли, но «перешли» на его холсты далеко не сразу.​ Спустя почти 30​ лет, прочитав о Савицком в журнале «Огонек», его разыскал лагерный друг, который тоже остался жив. При встрече он спросил художника: «Рассказал ли ты что-нибудь про ЭТО?» Тогда Михаил Андреевич понял,​ что больше откладывать нельзя…
Послевоенный путь Савицкого был труден —​ виной тому​ и бесконечные проверки из-за пребывания в плену, и споры о творчестве. Его знаменитую​ «Партизанскую мадонну» категорически не принимала власть, не сразу её по достоинству оценили и​ художественные критики. Мнение многих изменилось лишь тогда, когда полотно попало в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
Не все однозначно отнеслись и к другим работам художника на тему пережитого. Он сказал как-то: «Некоторые утверждают, что фашизм​ —​ уже история, что не нужно напоминать об этом. Но человеконенавистническая идеология существует в разных вариантах и сегодня. Словно ржавчина, поражает она мышление, в первую очередь молодежи. Не случайно я написал цикл из 13​ картин «Цифры на сердце»​ —​ хотелось показать то, что на самом деле тяжело почерпнуть из сухих документов и литературной беллетристики…»
К собранию Национального центра современных искусств Республики Беларусь принадлежит полотно Савицкого «Без вести пропавшие», исполненное в 1990 году. В нём живет чудесный свет большого и нежного сердца художника…
Коллеги из НЦСИ, совместно с которыми мы реализуем наш виртуальный патриотический проект, уделили Савицкому особое внимание на страницах своего прекрасного альбома, с содержанием которого можно ознакомиться на сайте музея:
При подготовке публикации, кроме альбома,​ использовались материалы статей «Побег, обитель и фантомная боль. Век художника Михаила Савицкого» (автор​ Лариса Тимошик) и «Савицкий. Щемелев. Громыко…​ Как художники-фронтовики вели бой за правду в своём творчестве» (автор Марина Борисова).
М.А. Савицкий (1922-2010).
«Без вести пропавшие». Холст, масло.
Собрание НЦСИ (г.Минск)
2 минуты