2306 подписчиков
Миф о восточном деспотизме или Шариат, как гарантия от нарушения прав поданных.
Ваиль Халляк, говоря об ориенталистском мифе о «восточном деспотизме», пишет: «…мы имеем здесь дело с проекцией европейской концепции монарха, чья власть была абсолютной, и который выступал произвольным законодателем и исполнителем собственной воли. Эта проекция совершенна не оправдана, поскольку «восточная тирания» в своем худшем проявлении не могла достичь двух целей, которых успешно и легко достигал европейский монарх: 1) султаны не имели возможности проникнуть в общества, которыми правили, а могли лишь управлять ими «снаружи» и, что более важно, 2) эти правители были жёстко ограничены законом, который они не создавали и который в значительной степени находился вне их контроля. Таким образом, сколь тираничным не было бы их правление, оно не могло повлиять на целостность общины, которая оставалась основой и определяющим параметром жизни...
Ошибочность концепции «восточного деспотизма» становится ещё очевиднее, если мы поставим следующий вопрос: в чём заключались полномочия и функции исполнительного султанизма? Во-первых, султан не обладал реальным суверенитетом… Он не был источником права и, следовательно, не имел значительной юридической силы. Он служил «благородному Шариату», нравилось ему это или нет. Условия обмена были чрезвычайно простыми: султан взимал налоги в обмен на легитимность, дарованную ему юристами, легитимность, которой нельзя было наделить без выполнения им предписаний Шариата, включая поддержание социальной и общественной гармонии (священное понятие в Исламе). Суверенитет принадлежал только Богу, чья воля выражалась в виде Шариата.
Как мы видели, суверенная воля современного государства, напротив, представлена в его собственной юридической воле и, следовательно, в законе государства. Не существует современного национального государства, которое не имело бы своего собственного закона. С конституционной точки зрения мусульманский правитель не обладал суверенной волей, выраженной в форме закона. На нём лежала обязанность обеспечивать соблюдение Шариата, который был создан не им. В мире, в котором несколько династий могли существовать и существовали одновременно в мусульманских землях, все правители должны были применять один и тот же закон - Шариат. Таким образом, Шариат… был общим правом всех этих династических империй».
«Невозможное государство», стр. 94-96.
1 минута
15 июля 2024