85 подписчиков
“Международный междусобойчик” по пятницам – 1
Турецкий марш в миноре
#международныймеждусобойчик #турция #Voxpopuli
ВСТУПЛЕНИЕ
Многогранность, многовекторность и витиеватость внешней политики Анкары, особенно с учетом личностных особенностей президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, уже давно стали притчей во языцех. С другой стороны, несмотря на регулярно выстраиваемую Султаном вербальную черно-белую картину в рамках того или иного события международной повестки дня, внешняя политика Турции переливается всеми оттенками серого.
Нынешний обзор мы хотим посвятить последним зигзагам турецкой дипломатии, но для начала дадим внутриполитический фон. Ситуация в Турции несёт определенные риски с точки зрения как нынешней стабильности, так и будущей преемственности власти.
На днях социологический центр Yöneylem опубликовал результаты опроса, согласно которому эрдогановская Партия Справедливости и развития [ПСР] имеет поддержку 31% избирателей, а главная оппозиционная партия, созданная ещё Кемалем Ататюрком – Народно-республиканская [НРП] – 34,5%.
Входящая в правящую коалицию радикальная “Партия националистического движения” [по сути – политический наследник “Серых волков”] – 9.1%. Столько же имеет и носящая ярлык “прокурдской” Демократическая партия народов [ДПН].
Еще одна оппозиционная сила – “Хорошая партия” “сдулась” до 4,4% и, чтобы пройти в следующий парламент, скорее всего, вынуждена будет проделать путь блудного сына, вернувшись к союзу с НРП, но уже на совсем других условиях.
De facto нацистская Партия Победы имеет 4%, но её пока что никто не готов брать в союзники.
“Новая партия благоденствия” имеет 3,8%. Это партия Фатиха Эрбакана – сына популярного в прошлом, ныне покойного премьера Неджметтина Эрбакана – патриарха турецкого “политического ислама” и лидера “Партии Благоденствия”. Из-за разногласий на местных выборах 31 марта 2024 года, партия Эрбакана вышла из правящей коалиции и является прямым спойлером эрдогановской ПСР.
Однако, главная проблема для Эрдогана не парламентские выборы, на которых республиканская оппозиция вместе с союзниками может взять в лучшем случае относительное большинство, но ее союз с ДПН исключён.
Вопрос стоит о преемнике Эрдогана, т.к. сам он уже отбыл 2 конституционных срока.
У НРП с кандидатом на выборах 2028 года все более или менее ясно, – самым популярным политиком Турции является мэр Стамбула Экрем Имамоглу, который 31 марта переизбрался с результатом в 54% против 45% у представителя эрдогановской ПСР.
1 июля Имамоглу в очередной раз “щелкнул по носу” Султана, – стамбульский суд в апелляционной инстанции удовлетворил иск мэрии и аннулировал план застройки «Канала Стамбул», признав, что изменения плана застройки, внесенные Министерством охраны окружающей среды, городского планирования и изменения климата, вредят общественным интересам и наносят непоправимый ущерб сельхозугодьям, лесам и водоёмам Стамбула.
Продолжаются и другие судебные дела против строительства канала по искам мэрии.
Дорогостоящий проект “Канал Стамбул” – альтернативный морской путь между Черным и Мраморным морями – важный геополитический проект Эрдогана. Новый канал не подпадает под ограничения Конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы со всеми вытекающими военно-политическими последствиями.
Сам Эрдоган, по ряду признаков и согласно весеннему материалу в The Wall Street Journal, видит кандидатом от ПСР Сельчука Байрактара – своего зятя и председателя Baykar Makina, производителя турецких беспилотников, в т.ч – TB2.
Что касается экономической ситуации в Турции, то она по-прежнему сложная. Ставка ЦБ составляет 50%, инфляция к концу года опустится лишь до 38-42%.
Правда, уровень безработицы в Турции сравнительно невысокий – 8,4%.
Не удивительно, что опрос Area Research показал, – 53% турок выступают за проведение досрочных парламентских и президентских выборов.
[Продолжение следует]
3 минуты
12 июля 2024