38 подписчиков
БЕСЕДА 59.
2. МОЖНО ЛИ ОБВИНЯТЬ БОЛЬНОГО РАБА?
"Но, слыша от нас такие слова, противники снова возражают нам, говоря: для чего же Бог сотворил его (Адама) таковым? - Святитель Иоанн Златоуст отвечает. . - Нет, не Бог сотворил его таковым; иначе Он и не наказал бы его. Если и мы не обвиняем рабов своих за то, в чем сами бываем виновны, тем более не может делать этого Бог всяческих. Отчего же человек сделался таковым? – спрашиваешь ты. От самого себя и своей беспечности. Как это: от самого себя?.. Так, если раб, по причине болезни, не исполнит твоих приказаний, ты не только не обвиняешь его, но и охотно прощаешь. Таким образом ты сам свидетельствуешь, что иное зависит от него, а иное не от него. Подобным образом и здесь: если бы первый человек был столько порочен потому, что сотворен таковым, то ты не только не стал бы обвинять, но охотно простил бы его. Если ты прощаешь раба по причине болезни, то конечно не откажешь в прощении тому, кто сотворен от Бога наклонным ко злу, если только он действительно сотворен был таковым... Почему, например, ты никогда не обвиняешь раба своего за то, что он некрасив лицом, невысок ростом, не умеет летать? Потому, что это зависит от природы. Итак, что человека нельзя обвинять в том, что зависит от природы, тому никто не будет противоречить, когда ты обвиняешь кого, то показываешь этим, что его преступление зависит не от природы, а от собственной воли."
1 минута
22 июля 2024