Найти тему
2338 подписчиков

«Культурные коды экономики». Александр Аузан. Часть 6.


Все три условия связаны с доверием. Успешное развитие начинается примерно через 50 лет возникновения этих условий.

Иногда возникает ощущение, что национальной религией нашего народа является не православие или ислам, не буддизм или иудаизм, а пессимизм. Потому что все охотно верят в то, что будет хуже. Все верят экспертам, которые говорят, что будет хуже. Если эксперт говорит, что будет лучше, то начинают подозревать, что эксперт нечестен, продажен и вводит народ в заблуждение. И за этим пессимизмом скрывается вера в чудо – в то, что да, конечно, будет хуже, но есть надежда, что вдруг все переменится и будет хорошо.

Культурный код трансформации, или закон Полтеровича-Родрика

В XIX веке японцы попытались стать англичанами, подорвав свою национальную культуру, свою идентичность, добились невероятных успехов, но через 100 лет впали в длительную депрессию.

Идея промежуточных институтов – построение лестницы между имеющейся культурой и желаемым экономическим будущим. Примеры успеха: Словения (приватизация трудовыми коллективами), Южная Корея (чеболи), Россия (земства).

В постсоветской России руководство страны не решилось сказать избирателям, что теперь придется платить налоги, поэтому налоги были введены как косвенные, невидимые для населения. Основной вопрос политической борьбы – кто будет платить за общественные блага, за то, чего хочет избиратель. В России этот вопрос не возник, поскольку налоги были выведены за пределы сознания.

Социальные институты, управляющие нашими ценностями и предпочтениями:
1. Семья
2. Школа
3. Тюрьма
4. Армия
5. Среда проживания
6. Медийная, информационная среда
7. Корпоративная среда

Закономерности наследования ценностей в семье называются культурной трансмиссией. Передача ценностей и опыта от старшего поколения к младшему – вертикальная социализация, парадокс которой в том, что она, хоть и дает цельную картину мира, но опыт устаревает, и развитие может отсутствовать.

Альберто Бизин: в Италии XIV века свирепствовала чума, в отдельных городах и деревнях винили и убивали евреев, в других – нет. Во время Второй мировой войны в тех же самых районах евреев выдавали или прятали. Спустя 600 лет. Культура чрезвычайно инерционна.

В избегании неопределенности важна не только форма, но и содержание сообщения. Надо развеять неверные представления об успехе. Как представляется многим людям успешный инноватор? Это парень из Силиконовой долины лет 20-25, который придумал что-то в гараже и стали миллиардером. Но средний возраст успеха инноватора в Силиконовой долине – 40-45 лет, и обычно у него за плечами 14-17 неудачных проектов. Культура неудач очень важна для снижения избегания неопределенности. Людей надо убедить, что поражения не страшны: человек не становится лузером, потеряв деньги в первом, втором, третьем проекте, - он приобретает опыт.

Потенциал роста доверия в России высок. Кто больше доверяет? Либо люди старше 45 лет, либо люди с высшим образованием. Опыт и образование дают большее доверие, потому что доверие – это субъективная оценка вероятности того, что тебя не обманут контрагенты. Опыт – это частота общения, а образование – обобщение чужого опыта.

В колее есть 3 варианта действий:
1. Попытаться рывком покинуть колею. Насильственные методы грозят обратным сползанием.
2. Ничего не делать, плыть по течению.
Миних: «Россия – страна, напрямую управляемая Богом, потому что иначе невозможно объяснить ее существование».
3. Культурная трансформация c учетом всех особенностей.

Пример – долгосрочный план и постепенная реализация реформ Александра II. В перестройку такого плана не было.

Чтобы поменять себя, нужно менять и двигать культуру. Это дело небыстрое, тонкое и сложное, потому что менять ее нужно одновременно с институтами, которые сопровождают культуру и нашу жизнь.

Конец.

Для любителей длинных текстов объединил все 6 частей в одну статью: https://asdorzhiev.ru/2024/07/08/auzan/. Делитесь ссылкой, если считаете нужным.

#библиотекаинвестора #культурныекоды
3 минуты