5159 подписчиков
В Новороссийске разрушается арка в честь миллионной бочки цемента
В небольшой тенистой аллее на Сухумском шоссе прячется памятник – арка в честь миллионной бочки цемента, выпущенной на цемзаводе «Пролетарий» после окончания гражданской войны.
Это достижение связано с именем первого «красного» директора Федора Петровича Кузнецова. О нем в альманахе «Истоки» рассказала старший научный сотрудник музея «Цементная промышленность» Антонина Мельдзер.
Он родился в Пермской губернии, но в молодости судьба забросила его на Кубань. Когда произошла революция, он работал завхозом на цемзаводе «Скала» в Гайдуке (позднее – «Победа Октября»). В 1920 году, когда советская власть окончательно установилась в Новороссийске, его единогласно на одном из собраний избрали «красным» директором двух заводов «Победа» и «Скала». Федор Кузнецов тогда вспоминал, что большинство вопросов решалось на общем собрании.
В 1924 году Федора Кузнецова назначили директором цемзавода «Пролетарий». Это совпало с реконструкцией предприятия. На эти цели государство выделило огромные по тем меркам средства – 1 млн. рублей. На эти деньги были приобретены первые экскаваторы и мотовозы, запущена канатная дорога. Тогда работали 44 шахтные и 3 вращающиеся печи. Сложность была в нехватке кадров – требовались инженеры и квалифицированные рабочие. Но коллективу, которым руководил Федор Кузнецов удалось своить государственные средства и наладить непрерывное производство качественных стройматериалов. Одним из итогов реконструкции стала миллионная бочка цемента. Эту самую бочку поставили в центре заводского клуба. Ей аплодировали, вспоминала ветеран «Пролетария» К. Никуева.
В честь этого события 9 сентября 1925 года была установлена арка, построенная методом народной стройки,. На ней с одной стороны надпись — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На другой стороне приведены слова из Интернационала: «Мы наш, мы новый мир построим!» На арке кроме надписей находились барельефы Карла Маркса и Владимира Ленина. Но барельефы не сохранились. Арка была не только украшением. Она служила опорой подвесной дороги.
Сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Василий Алексеев опубликовал у себя в блоге фотографию памятника 1930 года. Ясно, что 90 лет назад под аркой проходило Сухумское шоссе, ездили грузовики. Но сейчас это невозможно. Эта ветка дороги используется как стоянка.
Фото из блога Василия Алексеева. Так арка выглядела в 30-е годы прошлого века.
Арка сейчас выглядит удручающе. А между тем она является объектом культурного наследия. В 2018 году была проведена экспертиза, которая установила мероприятия, необходимые для ее сохранения. Но речь о реконструкции не идет, по крайней мере, таких работ в ближайшие годы в Новороссийске не запланировано.
2 минуты
8 июля 2024