Найти тему
41 подписчик

ЕГЭ на 100: взгляд учителя


Учитель русского языка и литературы, Калуга Лариса Васильевна, рассказала о том, как проходила подготовка наших стобалльников, когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ и в чем основная сложность ЕГЭ по русскому языку:

Анатолий и Даниил учились в инженерном классе с углубленным изучением математики, физики и информатики, поэтому ребятам нравились задания на систематизацию материала и проверку алгоритма решения лингвистических задач повышенной сложности. Они часто находили параллели с алгеброй и, конечно, спорили о том, кто важнее: физики и лирики. Им нравилось делать предположения, формулировать доказательства и разбираться в этимологических тайнах языка и значениях слов. С ними всегда было интересно работать: это было Содружество и сотворчество учителя и учеников в полном отсутствии так называемого натаскивания.

Александра же обучалась в медицинском классе, и ей помогало замечательные качества будущего врача — внимательность, аккуратность и стремление дойти до сути орфографических и пунктуационных задач. Ей было важно выяснить, что предшествовало тому или иному правилу, есть ли исключения, как в современном потоке языка работает данная закономерность, поэтому для нее это была не рутина, а творческий процесс.

Кроме того, ребята с удовольствием изучали тексты разных стилей и жанров, работали над пониманием и интерпретацией, искали не только смыслы, но и подтекст, самостоятельно читали  русскую и зарубежную литературу, приходили на урок с отрывками из прочитанных книг и с просьбой написать сочинения по нестандартным текстам. Так, например, Анатолий принес отрывок из романа В. Гюго, и мы вместе искали проблемы, примеры и аргументы. В 11 классе ребята посещали тренинги, которые помогли обобщить, систематизировать и отработать материал.

Сложность ЕГЭ любого года в том, что у ребят не спрашивают решение лингвистических задач на одно правило, например, в задании 9 перемешаны безударные гласные, чередующиеся гласные и непроверяемые гласные. Чтобы верно решить задание, надо провести языковой анализ каждого слова: понять, заимствованное или исконно русское, как долго оно функционирует в языке и есть ли слова со сходной семантикой. В задании 10 — выяснить значение приставки, посмотреть на сочетаемость слова, от которого зависит его смысл. И так практически в каждом. А еще есть работа с текстом, который нужно и прочитать внимательно, и понять проблемы, и найти позицию автора, и понять логику развития авторской мысли. В этом году были тексты на стыке современных реалий и фоновых знаний, которые требовали исторических знаний мировоззрения людей второй половины 20 века — такие тексты традиционно сложны для выпускников. Сложность ЕГЭ по русскому языку еще и в том, что невозможно выучить язык раз и навсегда, потому что язык это живая динамическая система. Но ребята прекрасно справились, — проанализировали текст и написали сочинение, которое строится не только на речевых клише, но и на формированиии своего собственного мнения по проблемам, подчас далеким современным школьникам.

Начинать готовиться к ЕГЭ можно и нужно уже с 5 класса: умения и навыки, которые формируются с 5 по 9 класс помогают сформировать базу, которая будет основой в 11 классе. Поэтому после 9 класса начинается основная подготовка в плане обобщения и систематизации полученных знаний, развития вариативности лингвистического мышления. Безусловно, 10 и 11 класс — это основная подготовка при наличии хорошей базы.

Я еще раз с удовольствием поздравляю Анатолия, Даниила и Александру с таким замечательным результатом, я горжусь ими и уверена в том, что они добьются успехов в тех сферах деятельности, которые изберут,  и я уверена, мы еще не раз услышим и порадуемся их победам. И, конечно, мне безумно приятно, что ребята состоялись не только как успешные ученики, но и как интересные люди — они умны, красивы, интеллигентны, уважительны, благодарны, умеют ставить перед собой красивые цели и добиваться их. Успехов им, удачи и всего самого наилучшего!

#ДОНМ #ШколыКолледжиМосквы #ЕГЭ #школа1995
ЕГЭ на 100: взгляд учителя  Учитель русского языка и литературы, Калуга Лариса Васильевна, рассказала о том, как проходила подготовка наших стобалльников, когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ и в чем
3 минуты