54 подписчика
Привет, эксперты! Недавно мы рассказывали про Atari-шок и было бы неправильно не рассказать о другом пузыре тех лет, который закончился большим кризисом. Сегодня — о крахе индустрии ПК в восьмидесятых.
В июньском выпуске журнала Compute! за 1985-й редактор Ричард Мэнсфилд опубликовал колонку, где между строк пробросил ошеломляющий факт: за год количество компаний в индустрии ПК сократилось на 20%.
* * *
Между 1978 и 1982 годами число активных домашних компьютеров в США резко выросло, достигнув пика в 1982 году. Недорогие модели, по мощности сопоставимые с игровыми консолями (например, Commodore VIC-20, Texas Instruments 99/4A и Timex Sinclair), сыграли важную роль в этом росте.
Все шло хорошо до триумфа Джека Трамиэля и его Commodore в 1983 году. Но уже концу года, после самого впечатляющего по продажам Рождества 1980-х, количество ПК в американских домах превысило 250 % от того, что было в начале года. При этом миллионы американских домовладений все еще жили без своего ПК и аналитики считали, что стремительный рост неизбежен как минимум до конца десятилетия.
На деле все вышло иначе. Мало того, что 1984 год не оправдал прогнозов, так еще и продаж начинающим покупателям не хватило, чтобы компенсировать отток людей, которые наигрались со слабыми компьютерами предыдущих лет. По одному из подсчетов позже получилось, что только в 1985 было выброшено 1,5 миллиона домашних компьютеров. Причиной этого стало разочарование в примитивных машинах: ими было сложно пользоваться, а хороших приложений было мало.
* * *
1985 год стал роковым для многих разработчиков ПО. Закрылись Muse Software (известная по Castle Wolfenstein), Synapse Software. Одна из старейших игровых компаний — Adventure International, основанная Скоттом Адамсом, не смогла адаптироваться к новым реалиям рынка. Их последние проекты с Marvel, серия QuestProbe, оказались провальными. По какой-то причине, Адамс долгое время отказывался от обновления своих основных технологий, продолжая продавать 16-килобайтные игры, которые он начал писать еще в 1978 году. Позже в играх появилась только грубую графику, но не более того. Вместо того, чтобы инвестировать в более совершенные технологии, компания (как и многие другие) кормилась на рынке самых слабых компьютеров типа Commodore VIC-20 и Texas Instruments 99/4A. Именно эти машины чаще всего оказывались в шкафах и на чердаках, когда бум домашних компьютеров миновал свой расцвет.
От падения интереса и продаж пострадала и тематическая пресса. Softalk и Creative Computing, два ключевых издания для тех лет, закрылись. Особенно болезненной была потеря Creative Computing, основанного Дэвидом Алом в 1974 году. Ал был пионером, который видел в компьютерах огромный потенциал. Он метко подвел итоги 1985 года (и всего рынка тех лет) в своей колонке для последнего номера Creative Computing:
Creative — не первый журнал, который исчезает, и уж точно не последний. В каком-то смысле исчезновение различных компьютерных журналов просто отражает то, что происходит с индустрией в целом.
Она в основном состоит из компаний-малолеток и неопытных менеджеров, которых заставляет слишком быстро взрослеть созданный ими же рынок. Большие парни приходят <на рынок> на линкорах, недавняя дружеская конкуренция которого превратилась в тотальную войну без каких-либо правил. СМИ чувствуют запах крови и смерти, благодаря чему их хорошо читают и они хорошо продаются. Их тревожные истории о крушениях компаний только усугубляют ситуацию.
* * *
Несмотря на кризис, как мы все заметили, рынок домашних ПК никуда не исчез. Продажи стабилизировались, но рост случился только с приходом интернета и мультимедийных ПК в начале 1990-х годов. Бизнес сфокусировался на улучшении качества продуктов и ПО.
1985 год подтолкнул индустрию к переосмыслению и перестройке. Качество игр и софта выросло. Встряска, которая в моменте выглядела как конец, в долгосрочной перспективе сыграла для индустрии положительную роль.
3 минуты
11 июля 2024