27 подписчиков
Ведущим средством поражения, которое и наносит основные потери обеим сторонам на такическом уровне, являются малые летающие дроны: FPV-камикадзе и коптеры со сбросами.
Существует три основных способа противодействия дронам противника.
Самый эффективный из них, конечно – это выявление позиций вражеских операторов дронов методами радиоэлектронной, агентурной и визуальной разведки и нанесение поражения мощным высокоточным оружием.
Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Портативные противодроновые ружья, различные носимые или стационарные «глушилки». Некоторые из них способны подавлять дроны, причём не только единичные, но и массовые налёты, не давая летательным аппаратам приблизиться к машине, к группе пехоты. Но есть свои проблемы, как с самим насыщением порядков такими средствами, так и с подбором частот.
В связи с вышеизложенным, механическое воздействие на дроны выглядит наиболее понятным и надёжным. Как говорится: «против лома нет приёма…». Но есть свои многочисленные нюансы и проблемы.
Крупные разведывательные дроны самолётного типа, либо формата «крыло» эффективно сбивать полноценными средствами армейского ПВО. Это различные переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК): «Игла», «Верба». Довольно распространены на фронте установки Зу-23. Где-то ими работают именно по беспилотникам, где-то по наземным целям. Встречаются «Шилки».
Где-то удаётся сбивать крупные дроны из крупнокалиберных пулемётов: «Утёс», «Корд», ДШК, установленных на технике или на стационарных позициях (в ПВО-засадах). Активно применяются различные кустарные зенитные установки, собранные на базе пулемётов и даже автоматов.
Против малых квадрокоптеров, ведущих разведку и совершающих сбросы боеприпасов, а также мелких, быстрых и маневренных FPV-дронов, все вышеприведённые средства ПВО и штатное армейское стрелковое оружие – малоэффективны или вовсе бесполезны. Самый понятный вариант противодействия – личное стрелковое оружие, автомат (иногда пулемёт ПКМ, или РПК). Оно всегда с собой у каждого бойца. И из штатной стрелковки тоже сбивают коптеры (Мавики) и даже FPV. Но такие случаи редки. Когда проходят рассказы о подобных успехах – имеем дело с «эффектом выжившего».
С самого начала массового внедрения малых дронов стало интуитивно понятно, что довольно эффективным средством борьбы с ними будут гладкоствольные охотничьи ружья, например, самого популярного 12 калибра. Идея понятна! Или одна пулька из автомата, пусть даже очередь из таких пулек, непонятно куда летящих… Или плотный «сноп», облако дроби, картечи, пущенный в направлении снижающегося коптера. Если ружьё многозарядное, полуавтоматическое (МР-155, «Вепрь-12») – можно весьма быстро совершить 4-10 выстрелов. Это создаёт серьёзное облако дроби: сотни поражающих элементов. Что на порядки эффективнее, нежели очередь из автомата, какой ёмкости бы магазин там ни использовался, хоть на 45 (от РПК-74), хоть коммерческие на 60. Соответственно, при стрельбе дробью и требования к прицеливанию, точности – на порядки ниже.
Конечно, хотелось бы иметь достаточно мобильное оружие, которое бы стреляла дробовыми патронами очередями, и чтобы энергия дроби (картечи) была ближе к пулям нарезного оружия… Но представить такой пулемёт-дробовик весьма затруднительно. И сколько понадобиться БК, сколько это будет весить и стоить… Поэтому, можно сколь угодно скептически относиться к обычным гладкоствольным полуавтоматам, понимать невысокую их эффективность. Но в сравнении со всем остальным, имеющимся в доступе – это на сейчас лучшее решение.
2 минуты
11 июля 2024