22 подписчика
удалось предотвратить эпидемию тифа, и благодаря их труду к 1945 году педикулёз на фронте стал редкостью.
Когда пришла долгожданная Победа, многие женщины из банно-прачечных отрядов были удостоены орденов и медалей за заслуги перед Отечеством. А поэт Николай Доризо посвятил прачкам Великой Отечественной такие строки:
«…А здесь, у корыт,
Во дворе госпитальном
Своими ручонками
В мыле стиральном,
До ссадин больных
На изъеденной коже
Смываете
С жёсткой солдатской одёжи
Кровавую потную глину
Большого похода,
Солдатские прачки
Весны сорок пятого года.
Вот вы предо мною
Устало стоите.
Вздымается дымная пена
В корыте…
А первое мирное
Синее небо –
Такое забудешь едва ли,
Не ваши ли руки
Его постирали?..»
⠀
«Когда шла война, нас не награждали, - рассказывала Валентина Братчикова-Борщевская, - а когда кончилась, мне сказали: "Наградите двух человек". Я возмутилась. Взяла слово, выступила, что я замполит прачечного отряда, и какой это тяжёлый труд прачек, что у многих из них грыжи, экземы рук и так далее, что девчонки молодые, работали больше машин, как тягачи. У меня спрашивают: "Можете к завтрашнему дню представить наградной материал? Мы ещё наградим". И мы с командиром отряда ночь сидели над списками. Многие девчата получили медали «За отвагу», «За боевые заслуги», а одну прачку наградили орденом Красной Звезды. Самая лучшая прачка, она не отходила от корыта: бывало, все уже не имеют сил, падают, а она стирает. Это была пожилая женщина, у неё вся семья погибла... Когда мне надо было отправлять девушек домой, мне хотелось что-то им дать. Они все из Белоруссии и Украины были, а там все разрушено, разбито. Как ты их отпустишь с пустыми руками? А мы стояли в какой-то немецкой деревне, там была швейная мастерская. Я пошла посмотреть: машинки стояли, на моё счастье, целые. И вот каждой девчонке, которая уезжала, мы преподнесли подарок. Я была так рада, так счастлива. Это всё, что я могла сделать для своих девчат. ... Все хотели домой и боялись возвращаться. Никто не знал, что нас там ждёт...»
⠀
Разная тем женщинам досталась доля. Кто-то встретил своих мужей, любимых, а кому-то не довелось: всё война порушила, растоптала. Но помимо этого к женщинам из банно-прачечных отрядов после войны приклеилась дурная слава. Говорили, мол, что задача женщин из таких отрядов заключалась в том, чтобы развлекать на фронте мужчин, которым во время военных действий очень не хватало женской ласки. Поговаривали, что план по организации таких подразделений обсуждался на тайном совещании у самого Сталина. Причём распространители этих грязных слухов твёрдо были убеждены, что для военных на тот момент развлечения были куда важнее, чем связь и чистота.
Об этом неприятном моменте упомянул и Константин Симонов в романе «Живые и мертвые»: «Девушки, девушки из банно-прачечного! Это ваш-то отряд, как вы сами с усмешкой рассказываете, зовут на фронте «мыльный пузырь»? Это про вас-то плетут всякие были и небылицы отвыкшие на фронте от женского тела, изголодавшиеся мужики? И кто его знает, сколько в этом правды и сколько неправды, наверное, не без того и не без этого. Но всё равно, главная правда про вас та, что не было и не могло быть на целом свете в эти сутки лучше людей, чем вы, и не было рук добрей и небрезгливей, чем ваши, и не было стараний святей и чище, чем ваши, – помочь человеку снова сделаться человеком! И ни одна из вас не дрогнула, не растерялась, не ушла, не закатилась в обморок… Ни одна!».
2 минуты
4 июля 2024