Найти в Дзене

По теме и не очень.


«Слезами отмываешь и слезами полощешь. Горы, горы гимнастёрок...» Как приближали Победу работницы прачечных отрядов.

Огрубевшая от щёлока кожа рук, хронический артрит пальцев, стёртые в кровь мозоли и грыжи от напряжения и тяжести ворочаемого белья— это было обычным делом для женщин из банно-прачечных отрядов. Об этих бойцах невидимого фронта не писали в газетах, их подвиг был не столь заметен, как подвиги солдат на передовой, но без них невозможно было представить ни один фронт Великой Отечественной. А меж тем, общая численность армии к началу 1945 года составляла 14 млн человек, и на каждого военнослужащего в среднем приходилось по 3 кг нательного белья в неделю.

«Стирала... Через всю войну с корытом прошла, - рассказывала рядовая Мария Детко, боец полевого банно-прачечного отряда. - Стирали вручную. Телогрейки, гимнастёрки... Бельё привезут, оно заношенное, завшивленное. Халаты белые, ну эти, маскировочные, они насквозь в крови, не белые, а красные. Чёрные от старой крови. В первой воде стирать нельзя - она красная или черная... Гимнастёрка без рукава, и дырка на всю грудь, штаны без штанины. Слезами отмываешь и слезами полощешь. Горы, горы этих гимнастёрок... Ватников... Как вспомню, руки и теперь болят. Зимой ватники тяжёлые, кровь на них замёрзшая. Я часто их и теперь во сне вижу... Лежит чёрная гора...»

В начале Великой Отечественной войны красноармейцам было не до чистоты и гигиены. Они отступали с тяжёлыми боями, случалось, не меняли белья неделями. Мылись, если удавалось, – в реках, в ручьях, обливались из колодцев; счастьем были деревенские баньки. Улучали час-другой в перерывах между боями. Но у многих не было и такой возможности…

Тревожили не только сводки с театра военных действий, но и медицинская статистка – прошло всего три месяца войны, а вши уже донимали 85 процентов личного состава Красной армии на Западном и 96 – на Калининском фронтах. Появились и первые очаги эпидемий сыпного тифа и траншейной лихорадки. Нужно было срочно решать возникшую проблему, ведь остановить наступающих немцев будет невозможно, если болезни захлестнут ряды Красной армии.

В целях предотвращения эпидемий в начале 1942 года Госкомитет обороны издал постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Были сформированы две сотни банно-прачечных отрядов, преимущественно состоявших из вольно-наёмных женщин, которые и стали обеспечивать военнослужащим помывку и смену белья. Эти прачечные отряды двигались вслед за армией - на освобождённых от немцев территориях для них выбирали места с водоёмом, сооружали что-то типа постирочной и сушилки для белья.
Согласно установленным в те времена нормам, каждый военнослужащий раз в семь дней посещал баню и получал комплект чистого белья, куда входили портянки, рубашка и кальсоны. А мылись солдаты в так называемых банно-прачечных дезинфекционных поездах (БПДП), прототипы которых имелись ещё во время Русско-японской войны в начале ХХ века. Такие бани на колёсах обслуживали госпитали и лазареты на Дальнем Востоке - о них-то и вспомнили во время Великой Отечественной. Обычно такие составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам. За час полную санитарную обработку в нём могли пройти до 100 человек. Конечно, это немного, но для тех, кто успевал помыться, почиститься и получить свежее обмундирование, это был настоящий праздник. Остальным приходилось ждать…
Что касается тяжёлого труда прачек, то работать им приходилось порой без выходных и перерывов. Ещё бы! Только представьте, на одну прачку в сутки приходилось до 80-ти комплектов солдатского белья. Поэтому они вставали с рассветом, с вёдрами шли за водой и приступали к стирке, перед которой бельё ещё нужно было вымочить в керосине, чтобы уничтожить паразитов, и прокипятить. Так как мыло во время Великой Отечественной было в дефиците, использовали то, что было под рукой: керосин, скипидар, золу, дуст... Натруженные, порой стёртые до крови руки сновали и сновали по ребристым стиральным доскам –
3 минуты