60 подписчиков
Краевед Ермаков рассказал комсомольчанам о захоронениях заключенных ГУЛАГа, находящихся в черте города
Краевед Антон Ермаков провел просветительскую акцию, посвященную городским кладбищам заключенных. По данным историка Марины Кузьминой на территории Комсомольска-на-Амуре находятся четыре кладбища, относящиеся к ГУЛАГУ НКВД СССР.
А именно – кладбища 4-го отделения Дальлага, а также больницы № 1 Нижне-Амурского ИТЛ и отдельного лагерного пункта больницы № 2 Нижне-Амурского ИТЛ. Отдельным лагерным пунктом назывался завод «Амурлитмаш», целиком входивший в лагерную систему до 1955 года.
— Комсомольчане подзабыли о том, что наш город был одним из лагерных центров Дальнего Востока. Для начала я просто повесил объявления о том, что здесь находились кладбища заключенных, одно – в районе бывшего ДК «Кристалл» и дома № 1 по улице Партизанской, второе – в районе улицы Базовой и ЗАО «Дальстальконструкция», — говорит Ермаков, добавляя, что еще два бывших кладбища находятся на территории садоводства завода «Амурлитмаш» и в поселке Старт.
Также краевед провел небольшой опрос встречных горожан, знают ли о том, что здесь находились кладбища, большинство комсомольчан ответили отрицательно и лишь два человека что-то знали.
Точное расположение границ кладбищ достоверно неизвестно, так же, как и возможное количество захороненных. Но, благодаря работе историка Марины Кузьминой, известно, что в 1948 году в больнице № 2 Нижне-Амурского ИТЛ находились 852 человека, а по воспоминаниям репрессированного Сергея Сомова, в день могли умирать до 30 человек.
Также есть воспоминания о том, что еще в 50-ые годы на Амурсталевской сопке можно было видеть столбики «АСА», «КРД», «58-10», «58-1а». Так номерами статей УК РСФСР обозначали могилы без имен и фамилий, а аббревиатуры означали — антисоветская агитация (АСА), контрреволюционная деятельность (КРД).
Краевед Антон Ермаков акцентирует внимание на том, что все безвестно захороненные являются чьими-то родственниками и часто наши соотечественники не интересуются своими предками и ничего не знают об их судьбе.
— Я сам до недавнего времени ничего не знал об истории своих предков, проживавших в Амурской области. Подростком рос рядом с бабушкой, но она ничего не рассказывала о том, как в 10 лет осталась без деда, а в 13 лет без отца. Обоих обвинили по репрессивной 58-ой статье. О судьбе моего прапрадеда Александра нам ничего неизвестно, вероятно, что лежит на одном из бескрайних российских кладбищ заключенных, — говорит Ермаков.
Также краевед рассказал о том, что кладбища советских заключенных часто находили благодаря захоронениям японских военнопленных. В Японии существует государственная политика перезахоронения всех своих соотечественников, умерших на российской земле. Так, благодаря раскопкам и картам японских кладбищ находят и наших, но только никто не собирается их перезахоранивать. Пример тому — лагерное кладбище в поселке Пивань.
Краевед Антон Ермаков предлагает комсомольчанам пройти добровольный опрос «Наша память о предках», чтобы понять насколько мы интересуемся своей родовой историей. Принять участие в опросе можно по этой ссылке: vk.cc/cy8ZtM
2 минуты
4 июля 2024