Найти тему
2793 подписчика

— Когда в РФ шахты станут «умными» и какие проблемы стоят на пути внедрения безлюдных технологий, роботизированных систем и алгоритмов искусственного интеллекта?


Александр Николаев, кандидат технических наук, доцент кафедры горной электромеханики ПНИПУ, директор Регионального центра инжиниринга:
«Понятие «искусственный интеллект» постепенно входит в наш лексикон и становится обыденным. Связано это с тем, что во всех сферах промышленности и быта внедряют эти технологии. Горная промышленность не становится исключением. Основная задача ИИ, которую хотят видеть промышленники, — это повышение безопасности и производительности. В связи с этим и исследования для применения ИИ направлены на такие сферы, как «безлюдная добыча», т.е. когда в добычных комбайнах отсутствуют люди и этим исключается опасность для жизни горнорабочих.

При этом будет соблюдаться точность при проходке по требуемой траектории добычного комбайна (при комбайновом способе), что также, несомненно, важно и с точки зрения количества добываемого полезного ископаемого (отработка именно той части пласта, где расположено, не забирая «хвосты»), и с точки зрения возможной аварии — например, повреждение водозащитной толщи, которая может привести к затоплению рудника (если мы говорим про калийные рудники). Для газоносных рудников и шахт особое внимание уделяется выбросам газа (газодинамическим явлениям), которые также необходимо прогнозировать и обеспечивать безопасность при их проявлении.

Также следует учитывать, что 30–50% электроэнергии, потребляемой на горных предприятиях, расходуется на проветривание. При «безлюдной добыче» на проветривание необходимо будет тратить меньше. Именно меньше, а не полностью исключать этот процесс, так как взрывоопасные газы надо разбавлять и удалять из зоны работы техники. Но это в разы снизит затраты электроэнергии на проветривание.

Вообще, применение ИИ ограничивается только тем, что его нельзя использовать в областях неисследованных. Простыми словами, если ИИ не обучили, что ему делать, например, в случае пожара, то он ничего сделать не сможет. Специально для обучения ИИ пожар, по понятным причинам, на шахте никто устраивать не будет.

Поэтому основная и самая сложная задача — описать математически процессы и объекты на шахте, верифицировать их с реальными и, после того как будет доказано, что модель адекватная, обучить ее всевозможным событиям. Тогда она будет справляться с аварийными ситуациями и сможет повысить эффективность добычи. При этом, на мой взгляд, абсолютно точно никуда не уйдет потребность в людях, специалистах, работающих на производстве, так как для грамотной интерпретации полученных данных, для их анализа точно нужен человек.

Считаю, что ИИ будет полезен людям в таких сферах, как поиск (геология), разработка (геодезия) и сама добыча, поскольку механизм анализирует большой объем данных и выдает рекомендательные выгрузки на основе предиктивной аналитики. Поэтому ИИ позволит решить вопросы безопасности и эффективности добычи полезных ископаемых.

Примеры использования ИИ в горной отрасли уже есть. Они связаны с использованием беспилотных самосвалов (на карьерах), в поисковых исследованиях по обнаружению полезного ископаемого и других операциях, где требуется обработка большого объема данных для последующего принятия рекомендательного решения».
2 минуты