2789 подписчиков
– Талгат Кенесович, Вы неоднократно заявляли о том, что электроэнергетической отрасли необходим стратегический документ, который будет формировать политику развития электроэнергетической промышленности страны в долгосрочной перспективе. В 2022 году Минэнергетики разработало Концепцию развития отрасли до 2035 года. Что не так с этим документом?
– В последние годы энергетическая отрасль Казахстана сталкивается со множеством вызовов, связанных с дальнейшим развитием сектора на фоне изменившейся глобальной климатической повестки. При этом существует большое количество неурегулированных вопросов внутри отрасли, которые требуют скорейшего решения. Это значительный износ оборудования и сетей, убыточность компаний, ограниченные возможности в изменении тарифов плюс новые обязательства по декарбонизации экономики. Вопреки ожиданиям сектора Концепция развития электроэнергетической отрасли, утвержденная курирующим министерством в 2022 году, не ответила на большинство насущных вопросов. Ее сложно назвать стратегическим документом. И отчасти мы понимаем, почему так случилось. Сегодня сфера энергетики в Казахстане регулируется сразу несколькими государственными органами. Министерство энергетики курирует в целом развитие отрасли, в том числе занимается вопросами обеспечения промышленности и потребителей электроэнергией и теплом. Министерство экологии и природных ресурсов выполняет задачи по улучшению экологической ситуации, не углубляясь в такие специфические детали, как тарифы, энергетические планы и так далее. Третий игрок на этом поле – Министерство национальной экономики, которое прямо влияет на тарифную политику и проводит работу по инфляционному сдерживанию. Есть еще Министерство промышленности и строительства, его зона ответственности распространяется на коммунальные сети, ведомство отвечает за их реконструкцию, а также занимается вопросами повышения энергоэффективности. У каждого органа свои задачи, при этом все они участвуют в разработке отраслевых документов, которые порой противоречат друг другу.
Наша страна приняла стратегию низкоуглеродного развития, где отчетливо прописана необходимость снижения выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов. Основным эмитентом CO₂ является угольная генерация. В то же время перед нами стоит четкая задача по увеличению электроэнергетических и тепловых мощностей, поскольку нужно развивать промышленность. По поручению Главы государства нам необходимо поднять ВВП в два раза к 2028 году, это потребует строительства обрабатывающих производств, крупных заводов, объектов машиностроения, а для этого нужны большие объемы электроэнергии.
Наконец, нам критически важно снижать износ сетей. Для этого необходимы серьезные инвестиции, и без повышения тарифа здесь не обойтись. Других источников финансирования у нас попросту нет. И вот тут мы сталкиваемся с тарифной политикой, которая абсолютно не стимулирует предприятия заниматься модернизацией мощностей, поскольку направлена на удержание инфляции и неповышение стоимости энергии.
Получается, с одной стороны, перед электроэнергетическим сектором стоят масштабные задачи, есть поручения Главы государства. С другой стороны, мы ограничены конкретными экологическими обязательствами и существующей тарифной политикой. Как в этом контексте отрасль должна развиваться? В Концепции электроэнергетической отрасли страны об этом ничего не говорится. Поэтому Казахстанская электроэнергетическая ассоциация взяла на себя инициативу по разработке стратегии развития сектора, которая объединит все ранее принятые разрозненные документы и ответит на базовый вопрос: как обеспечить энергетическую безопасность страны и дальнейшее эффективное развитие отрасли в контексте глобальной климатической повестки.
3 минуты
2 июля 2024