27 подписчиков
Пратьяхара является 5-й частью аштанга йоги и промежуточной ступенью между бахиранга садханой — внешняя практика, связана с объектами расположенными снаружи по отношению к атме: дух, тело, дыхание и чувства; и антаранга садханой — внутренний поиск, ведущий к познанию своего духа.
Пратьяхара не является отдельной практикой йоги. Нельзя сказать: «Я сейчас посижу и позанимаюсь пратьяхарой».
❕Она возникает спонтанно и связана с контролем над чувствами.
Пратьяхара - это техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены.
⚫️
Йога-сутры Патанджали, сутра 2.54:
Svavisayasamprayoge cittasya svarupanukara
ivendriyanăm pratyaharah
➰ Перевод Свами Сатьянанда Сарасвати: «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов.»
〰️ Комментарий Свами Сатьянанда Сарасвати: ... пратьяхара - удаление ума от объектов чувственного опыта; тогда чувства функционируют в соответствии с [действием] ума, а не наоборот. ... чувства начинают следовать за умом внутрь, а не вовне.
➰Перевод Вьясы: «При отсутствии связи со своими объектами, органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - это и есть отвлечение.»
〰️ Комментарий Вьясы: …органы чувств прекращают свою деятельность при остановке [деятельности] сознания. Это и есть отвлечение.
➰ Перевод Свами Вивекананды: «Органы восприятия обращаются вовнутрь, когда привлечены не к объектам, а к формам читты.»
〰️ На основе комментария Свами Вивекананды: …Я вижу книгу, органы восприятия отождествляют себя и принимают её образ, нечто вне меня вызывает образ во мне (в читте). Если удержать ум как субстрат мысли от создания образов, он будет спокоен. Это и называется пратьяхара.
〰️ Шри Шалендра Шарма: … не потакая желаниям, чувства следуют уму. Такова пратьяхара.
⚫️
Йога-сутры Патанджали, сутра 2.55:
Tatah paramà vasyatendriyanăm
Перевод Свами Сатьянанда Сарасвати: «Это есть высшее господство над органами чувств (посредством пратьяхары).»
Перевод Вьясы: «Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.»
Комментарий Вьясы: … Джайгишавья, однако, говорит, [что подчинение органов чувств] есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на одной точке. Отсюда полный контроль...
➰ Перевод Свами Вивекананды: «Так достигается полное подчинение органов.»
〰️ Комментарий Свами Вивекананды: …Когда йог мешает органам восприятия принимать формы внешних объектов и заставляет их соединиться с умом как субстратом мысли, он полностью подчиняет себе эти органы.
Если подчинены органы восприятия, то в подчинении оказывается и каждый нерв, и каждая мышца, поскольку органы являются центрами ощущений, а также действий. Таким образом, йог управляет и своими ощущениями, и движениями своего тела.
➰ Шри Шалендра Шарма: «Наконец, чувства становятся предельно».
〰️ Комментарий Шри Шалендры Шармы: …Тот, кто достиг способности по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару, обуздание стремящихся к внешнему сил сознания, освобождение его от рабства чувств.
Когда мы сумеем достигнуть этого, мы будем действительно обладать характером, только тогда мы сделаем серьезный шаг к свободе, а до того мы только машины.
В следующем посте, посвященном 8 частям йоги, мы расскажем про практики помогающие освоить Пратьяхару.
2 минуты
30 июня 2024