6 подписчиков
Смерть в философии
Это явление интриговало множество мыслителей во все времена. Никто не оспаривал наличие его существование, однако разные мыслители относились к нему радикально по-разному. Например, древний китайский философ Чжуан-цзы, один из основоположников учения даосизма, радовался смерти своей жены, с которой прожил много лет — по его мнению, любимая женщина лишь перешла из одного состояния в другое, и повода для горя в этом не было.
Древнегреческий философ Сократ, возможно, разделил бы эту точку зрения: он полагал, что погибать боится лишь человеческое тело, источник примитивных и простых желаний. Но душа человека жаждет освобождения, которое приведет к познанию тайн бытия, и это освобождение дарует именно избавление от тела. При этом уход из жизни по собственной воле Сократ осуждал, так как считал, что тело является собственностью богов. Тому, кто праведно прожил жизнь, смерть не должна быть страшна, считал философ. Свои убеждения Сократ смог проверить на практике: он был осужден на казнь и добровольно выпил яд.
Интересен и опыт британского философа Альфреда Айера, пережившего клиническую смерть. Айер рассказывал, что видел ярко-красный свет — этот свет, как он рассказывал, отвечал за управление вселенной, а также его прислужников, отвечавших за пространство и время. Впоследствии, осмысляя свой опыт, Айер (его сердце не билось четыре минуты), пришел к выводу, что прекращение жизни тела не означает гибели сознания. При этом он не рассматривал возможное существование загробного мира как доказательство существования божественного: «Если у нас нет видимых причин полагать, что некая высшая сила создала этот мир и управляет им, то нет и основания полагать, что она создала иной мир и правит там».
1 минута
10 июля 2024