Найти тему
30 подписчиков

* Примечание от Владислава Артёмова:

Я очень давно сформулировал для себя некоторые принципы, которыми пользуюсь при оценке художественных произведений и руководствуюсь ими при отборе рукописей для публикации. Одна из этих формул звучит так: «Если искусство, (а в частности литература) не приносит людям радости и удовольствия, то значит это вовсе не искусство…» Великие классические образцы, к примеру, «Ромео и Джульетта» или, положим, роман «Преступление и наказание» — вещи нисколько не «радостные», а напротив — весьма мрачные и трагичные по содержанию, но написано это так, что приносит читателю эстетическое удовольствие. Конечно же, бодряческое выражение «Нам нужны радостные вещи» — в передаче якобы «одного автора» — звучит как будто похоже, но имеет совершенно иной смысл.

1 См.: Журналу «Москва» 60 лет (или все-таки 96?) // Литературная Россия, 2017, 21 апреля.
2 Литературная газета, 1957, 8 августа.
3 Там же. И вот еще что, — если следовать за стенограммой, сказал Л. Овалов, — «по существу Николай Сергеевич Атаров стоял на тех же позициях, на которых стояли редактора “Литературной Москвы”, и будь Атаров столь же смел, как редактора “Литературной Москвы”, он открыто превратил бы наш журнал в филиал этого альманаха, но так как Атаров не обладает смелостью Казакевича и Алигер, заслуживающей, разумеется, лучшего применения, то наш журнал, выражаясь языком экономистов, был не прямым отделением фирмы, а так сказать только дочерним предприятием, находился в сфере ее влияния» (цит. по: Огрызко В. Советский литературный генералитет: Судьбы и книги. — М., 2018. — С. 169).
4 Цит. по: Атарова К. Вчерашний день: Вокруг семьи Атаровых-Дальцевых: Воспоминания. Записные книжки. Дневники. Письма. Фотоархив. — М., 2001. — С. 357–358.
5 Как сообщает В. Огрызко, за разрешением напечатать в «Москве» этот роман Поповкин впервые обратился в ЦК КПСС еще в феврале 1961 года. И получил отказ — мол, Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР во главе с Н. Казьминым «считает нецелесообразным сейчас рассматривать вопрос о публикации романа И. Бунина “Жизнь Арсеньева”». Но стоило партийной верхушке отправить Казьмина в отставку, Поповкин тут же вновь активизировался и получил разрешение напечатать Бунина у других влиятельных партфункционеров (Огрызко В. Подвиг и трусость Евгения Поповкина // Литературная Россия, 2017, 13 октября).
6 Шли эти публикации непросто, но шли же. « Никулин, — 28 июня 1964 года записала Надежда Мандельштам, — на редколлегии “Москвы” требовал, чтобы сняли стихи О.М., петербургского империалиста. Женя возразила, что пора прекратить приклеивание ярлыков. Никулин не настаивал. Это всплески прошлой эпохи» (Мандельштам Н. Собрание сочинений в 2 томах. — Екатеринбург, 2014. — Т. 2. С. 983).
7 Вулис А. Вакансии в моем альбоме: Рассказы литературоведа. — Ташкент, 1989.
8 Тевекелян Д. Интерес к частной жизни: Роман с воспоминаниями. — М., 2006.
9 Симонов А. Частная коллекция. — Нижний Новгород, 1999; Симонов А. Парень с Сивцева Вражка. — М., 2009.
10 Все цитаты здесь по: Огрызко В. Подвиг и трусость Евгения Поповкина // Литературная Россия, 2017, 13 октября.
11 «Поповкин, — напоминает В. Огрызко, — под его началом работал в конце 40-х — начале 50-х в Крыму».
12 Цит. по: Солоненко В. «Мастер и Маргарита» в «Москве» // НГ-Ex Libris, 2016, 8 декабря.
13 Цит. по: Симонов А. Парень с Сивцева Вражка — С. 325–326.
14 Тевекелян Д. Интерес к частной жизни. — С. 207–208.
15 И еще одна чудесная ошибка памяти. Один из главных ненавистников Твардовского при его жизни, Алексеев на склоне лет любил прихвастнуть, будто «в январе 1970 года на юбилее Исаковского Александр Трифонович в кулуарах не только хвалил алексеев¬скую прозу, но и выражал сожаление, что в редактируемом им “Новом мире” ее несправедливо критиковали» (Турков А. И пошло себе гулять по белу свету… // Знамя, 2007, № 7).
16 Честь «открытия» Набокова советским читателям принадлежала, однако, журналам «64 — Шахматное обозрение», где были напечатаны несколько страниц из «Других берегов» (1986, № 8) и «Октябрь», опубликовавшему набоковскую лирику (1986, № 10).
3 минуты