9482 подписчика
Преподобный Симеон Новый Богослов еще в 10 веке поднимал вопрос о том, что не всякому священнику дозволяется принимать исповедь, но только тем, кто уже сам достиг в духовной жизни надлежащего опыта и чистоты.
«Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам, – просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это – не многим из них, – чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, – а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.»
Как же тогда определить по каким признакам священник достоин принимать исповедь у людей? Преподобный Симеон пишет:
«По каким плодам? По тем, о которых говорит Павел, перечисляя большинство из них: «Плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23), а вместе с ними милосердие, братолюбие, милостыня и следующие за ними; а к ним еще «слово мудрости,... слово знания,... дары... чудотворений» и другое большее; «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому», как хочет (1Кор. 12:8–11). Ставшие причастниками таких дарований – или всех, или лишь некоторой части, в соответствии с тем, что им полезно – зачислены в лик апостолов, и ныне становящиеся такими зачисляются туда же.»
Интересно, что святой Симеон рассказывает о своем духовном отце, который вообще не имел священнического рукоположения, но при этом был наставником: «Я знаю, чадо, что таковым дается власть вязать и решить от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа через Духа Святого – тем, которые по усыновлению суть сыновья и святые рабы Его. Я и сам был учеником такого отца, не имевшего рукоположения от людей…»
Судя по всему, речь идет о преподобном Симеоне Благоговейном, который был обычным монахом, не имея священного сана.
Как итог. Не знаю, насколько сегодня возможно поднять дискуссию о том, чтобы священникам не давалось изначально право принимать исповедь людей; чтобы на исповедование давалось особое благословение, спустя несколько лет священнического служения, если оно было ревностным и беспорочным.
А в определенных случаях наоборот лишать священника права на исповедь прихожан, если он по разным причинам скомпрометировал себя - плохой брак, грубость, халатность и прочее.
2 минуты
10 июля 2024