76 подписчиков
🤺🤾♀️🤾🤾♂️🏌️♀️Банки при крупнейших маркетплейсах опередили классические кредитные организации по темпам прироста вкладов.
По расчетам РБК, с начала 2024 г. объем средств физлиц на депозитах в Яндекс Банке (входит в группу «Яндекс») увеличился в 2,5 раза и достиг 37,4 млрд руб. на 1 июня. Озон Банк, принадлежащий маркетплейсу Ozon, за тот же период увеличил объем привлеченных вкладов в 2,1 раза, до 10,4 млрд руб. на отчетную дату.
🫡 О том, как дальше будет развиваться этот новый сегмент банковского рынка, рассуждает управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов:
Темпы прироста средств физлиц на счетах в этих банках, безусловно, замедлятся, потому что они начинали с невысокой базы, которая за последнее время значительно выросла. К тому же привлечение новых клиентов из числа активных пользователей маркетплейсов, вероятно, имеет свои пределы и не может долго сохраняться на устойчиво высоком уровне.
Указанные банки в любом случае не будут наращивать большие и маржинальные портфели среднесрочных / долгосрочных работающих активов. Они могут выдавать пользователям маркетплейсов небольшие и ограниченные по срочности кредиты и рассрочки, но в остальном их бизнес-модель расчетная. Соответственно, и основная доля их активов будет оставаться высоколиквидной.
💳 Связки маркетплейсов и кредитных организаций в контуре одной группы весьма эффективны, поскольку обеспечивают бенефициарам большую экономию на интернет-эквайринге - очень значимой статье расходов маркетплейсов, не имеющих аффилированных кредитных организаций или не переориентировавших клиентов на использование их инфраструктуры. Конечно, от таких связок есть и другие бонусы - растущий потенциал кросс-продаж банковских продуктов, доходы от размещения временно свободной ликвидности. Но при ограниченном масштабе деятельности и расчетном, а не универсальном профиле банков, входящих в группы известных маркетплейсов, пока первична именно экономия на интернет-эквайринге.
Любые разговоры о нечестной конкуренции, на мой взгляд, бессмысленны. Российским законодательством разрешено функционирование банковских групп и банковских холдингов. В рамках этих образований возможно сочетание различных бизнесов с банковской деятельностью, использование банковской инфраструктуры в целях поддержки приоритетного вида деятельности. В этом нет нарушения монопольного или иного законодательства. И это своего рода ответ на старые проблемы, когда тарифы на тот же интернет-эквайринг и другие виды расчетного обслуживания в одностороннем порядке устанавливались крупнейшими банками.
Можно сказать, что возможность заменить обслуживающий банк инфраструктурой собственной кредитной организации – это и есть пример рыночной конкуренции. Если же это дополнительно даст эффект миграции клиентов из универсального банка в специализированный банк маркетплейса, значит, в моменте клиенты оценили сопутствующие бонусы как более значимые по сравнению с теми преимуществами, которые им предлагал прежний обслуживающий банк, даже несмотря на, вероятно, более узкий спектр операций, проводимых специализированным банком. И это лишний стимул к повышению качества банковского обслуживания и ориентации на потребности и интересы клиентов.
#экспертиза
#банки
2 минуты
10 июля 2024