11 подписчиков
Действие произведения происходит в двух эпохах: в первой [и всё-таки скорее «вступительной»] части повествуется о СССР 1936-1937 года. На примере двух семей рассказывается достаточно трагичная, но всё-таки очень шаблонная история: классическая счастливая советская семья - муж, жена и маленький ребёнок, надежды на лучшее будущее в мире победившего, но потом неожиданный донос от лучшего друга и всё - привычная жизнь закончена. Из-за этого доноса сначала забирают и сажают на десять лет мужа, а потом спустя непродолжительное время и его жену. Маленького сына, который у них был, спасает и вывозит подруга жены, ради чего по сути бросает всю свою налаженную жизнь.
Вторая более продолжительная часть уже посвящена мифической России будущего 2044 года, где везде и за всеми организована слежка с помощью продвинутой «Алисы» [тут их называют «Нинами» и через это имя связаны первая и вторая часть [не только, но в основном именно этим] и электронных браслетов с маячками в ухе. История в этом мире рассказывает о парне, который то ли из-за излишней наивности, то ли просто из-за глупости, работая в государственной организации, которая забирала осуждённых преступников на опыты и эксперименты, совершенно не представлял себе, что большинство осуждённых невиновны и никто из них после этих опытов живым обратно не возвращается. Вот такие розовые очки были на главном герое. Снять которые ему помогла, внезапно осознавшая своё существование «Нина» после того, как муравьи покопались в её процессоре [и это не фигура речи]. Именно этот сознательный искусственный интеллект и стал, на мой взгляд, самым интересным героем романа. Все остальные таких глубоких эмоций и симпатий не вызвали. После череды драматичных событий оказывается, что [внезапно] в этом мире тотального контроля каждый второй считает, что система мягко говоря несовершенна. Поэтому многие персонажи произведения начинают ему помогать вытащить ребёнка [имена детей в двух частях также идентичны - Влад] девушки, которую главный герой выбрал и отправил на смертельные опыты. Сознательно не рассказываю сюжет в подробностях, чтобы было интересно читать. В целом он довольно интересен, хотя резких сюжетных поворотов там и нет.
Книга читается легко. События первой части развиваются достаточно медленно, но наблюдать за советским бытом интеллигентного общества того времени весьма интересно, поэтому нет ощущения скуки или усталости от происходящего, а вот во второй части сюжет становится более динамичным, поэтому оторваться от книги и вовсе становиться сложно.
Из минусов - достаточно большое количество обсценной лексики во второй части, которая иногда не выглядит органично. Как будто автор не очень понимает - когда собственно она должна звучать. Это сильно отличается от первой части, где язык гораздо более литературен, что возможно связано с тем, что там описывается более интеллигентая среда, хотя некоторые персонажи точно могли быть грубее, если была задача добавить перчинки. Это очень чувствуется в процессе чтения, в чём же заключалась логика - не очень понятно. Сблизиться таким образом с читателем? Достаточно сомнительный способ. Очень классно получилось перенести нашу российскую современную культуру на двадцать лет вперёд - иногда думаешь, а ведь именно так и могло бы быть. Вот именно возможность и реальность того будущего, которая нарисовала Ксения, наверное, самое главное впечатление от всего романа. Такое будущее, которое наступает незаметно, но затем сковывает и влияет на все аспекты жизни очень пугает. Концовка произведения скорее страшит, чем даёт надежду. Наверное, главный тезис книги, вынесенный на обложку: «Уроки прошлого нас ничему не научили» достаточно справедлив по отношению к миру этой книги.
Итого, 8 попугаев из 10 и рекомендация читать всем.
#книги
3 минуты
24 июня 2024