Найти тему
9897 подписчиков

⛏️Как обстояли дела с ремонтом и строительством дорог: случай из архивного дела


Дороги всегда были в России проблемой, а их ремонт и сто лет назад производился с трудом.

Все работы по ремонту проселочных местных дорог ложились целиком и полностью на ношу крестьянского общества, то есть, выполнялись непосредственно самими крестьянами.
Весной, как только сходила вода, крестьяне сообща всей деревней выходили на ремонт дорог и небольших мостов, при этом с каждого тягла выставлялся один работник. Выбоины на дорогах закладывали еловыми лапками или хворостом и пересыпали землей. Там, где дорога совсем испортилась или было болотистое место, настилали «гати»: поперек дороги клали бревна, поверх накладывали прутья, связанные в пучки, и засыпали землей. Зачастую такая трудовая повинность выполнялась через силу и некачественно.
Оттого путешественники по России часто констатировали плохое содержание местных дорог.

А вот ремонт «больших» дорог или почтовых трактов был обязанностью земства. Наиболее крупной работой по ремонту грунтовых дорог было так называемое «вешение». Осенью, как только открывался санный путь, все проселочные дороги должны были «обвешиваться», т.е. с обеих сторон дороги устанавливались еловые вершины или крупные ветки длиной около двух аршин – «вехи». «Вехи» втыкались в снег на расстоянии примерно двух саженей (4 метров) друг от друга.
Благодаря таким «вехам» путнику даже в сильную ночную метель было трудно сбиться с дороги. В течение всей зимы никаких ремонтных работ с грунтовыми дорогами не производилось.
А весной после паводков в первую очередь ремонтировались мосты, обязанность лежала на том крестьянском обществе, на территории которого мост находился, даже если все окрестные села по нему ездили.

Через речки крестьяне наводили «лавы» (обтесанные бревна, скрепленные канатом из молодых березок).
Если река широкая, то делали плоты, привязанные между собой, которые затем крепили к сваям, вбитым в землю. На зиму, как только река покрывалась крепким льдом, лавы вырубали изо льда и вытаскали на берег до следующей весны.

Прокладку дорог к новым населенным пунктам проводило само общество крестьян, если это было в их силе, так как ожидание помощи от земства могло затянуться на несколько лет. Так и произошло в поселках Алычак и Каргалычак Тарского уезда в 1903 году, чья история стала нам известна из архивных материалов. Жители новых поселков, прожив два года без дорог и не дождавшись их строительства, в апреле 1903 года решили обратиться сами к Тобольскому губернатору с прошением. До ближайшего магазина им приходилось ходить пешком на расстояние в 50 верст (т.е. более 50 км), а река часто пересыхала и сплавляться на лодке было не возможно.
Вот что написали жители в своем прошении губернатору:
«Дорога до поселка еще не проведена, а потому нам приходится страшно бедствовать, так как приходится ходить только пешком в ближние деревни, и потому если приходится покупать съестные припасы, то более пуда их купить нельзя, так как человек не в силах на себе пронести более одного пуда на расстояние около 50 верст. Мы не в силах добираться пешком до Храма Божия, а потому у нас как старики так и дети лишены возможности быть у исповеди и зачастую умирают, не принимая Святых Таинств. И кроме того мы выбились из сил, так что нам грозит чуть ли не голодная смерть».

Для того, чтобы добиться устройства дороги, крестьянам пришлось обращаться в правление дважды. Просьба была удовлетворена в ноябре 1903 года: власти разрешили выделить сумму, необходимую на строительство дороги.

Но устройство дороги заняло еще около трех лет, так что впервые по дороге эти жители проехали только в 1906 году.
⛏️Как обстояли дела с ремонтом и строительством дорог: случай из архивного дела  Дороги всегда были в России проблемой, а их ремонт и сто лет назад производился с трудом.
3 минуты