15,5K подписчиков

[Memory]

Сегодня 21 июня - родился Виктор Цой, советский рок-музыкант, как сейчас пишут, и действительно - его песни воспитали целое поколение, и неизвестно как еще бы они (песни) могли бы отразиться на нашем обществе, если бы певец не погиб. Я как-то был на месте его гибели по дороге в Юрмалу, когда служил в Латвии -мне нравились и нравятся до сих пор его песни, было в них что-то, что трогало душу.
Но про море он не сочинял и не пел, как и не пел про армию и флот, а единственная знакомая мне песня - про солдата, которого остановили анархисты, )). Ну да ладно. Так-то пост не о Викторе Цое и его творчестве, при всем моём к нему уважении.

21 июня по смыслу и сути, надеюсь вы согласитесь, как день, мне кажется, ближе событиям другого дня, о котором мы говорили буквально не давно, - 19 июня, когда у Новороссийска были затоплены корабли ЧФ России.
Почему?
Все просто - 21 июня 1919 года, 105 лет назад имперские германские военно морские флаги были вновь подняты на немецких кораблях, находящихся в Скапа Флоу. Но как мы знаем - этим небольшим происшествием все не закончилось -
немецкими экипажами был затоплен третий по силе (на тот момент) флот мира.
Так что германским морякам самим пришлось испытать те же чувства, когда они топили свои корабли, что и русским морякам у Новороссийска.
Но конечно объем катастрофы в Скапа -Флоу был неизмеримо больше.
Из 74 боевых единиц были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров (тех самых, которые так лихо отделали Битти у Ютланда), 5 легких крейсеров и 32 эсминца. Но часть кораблей британцам удалось выбросить на берег (на мель) или довести до мелководья - 1 линкор ("Баден"), 3 легких КР и 14 миноносцев; и только 4 миноносца остались на плаву.
Интересно, что удалось сохранить, выбросив на мель, флагман германской эскадры - легкий крейсер "Эмден II"
Дело в том, что крейсер стоял на якоре у самого берега Мейн-Ленда и британцам удалось вытащить его на мелководье, поэтому он и остался относительно цел.

Такой успех - организованное затопление такого количества кораблей в одном месте, причем когда акватория контролируется "противником", редкость, объясняется тем, что среди немецких экипажей была проведена соответствующая работа и подготовительные мероприятия. И все это под контролем и неусыпным надзором британцев
Но немецкая педантичность и аккуратность сыграли свою роль: были открыты все двери и люки водонепроницаемых переборок, все ручки и штурвалы с них свинчены и выброшены за борт, так что закрыть их в случае необходимости было уже невозможно. Все вентиляционные шахты также держались открытыми, внутренние люки (крышки) подводных торпедных аппаратов удерживались одним болтов, остальные удалили.
Вспомним, подводные торпедные аппараты были визитной карточкой немецких линкоров, например на "кайзера" и "кенигах" их было по пять. То есть каждый из этих линкоров имел по пять распределенных по корпусу отверстий диаметром полметра!
Это что касается немцев - они планировали и готовились

По имеющимся данным - британцы тоже планировали и готовились захватить и поделить корабли Германии между союзников. В ходе совещаний, которые после перемирия проводили союзники британское руководство настаивало на разделе германского флота в следующих пропорциях: Великобритания - 70%, Франция - 10%, Италия - 10%, Япония - 8% и США- 2 %. (Как то даже обидно за США, )).
Для захвата адмирал С.Фриматн, командир блокирующей эскадры, получил команду подготовить абордажные партии, но... Немцы опередили британцев.
Попытка соперничества с флотом Великобритании в 1919 году закончилась проигрышем германского флота. Но история на этом не закончилась.
Кстати, британцы отличились не только тем, что "проспали" затопление германского флота, но и тем как они на это реагировали. А реагировали они - пулеметным и стрелковым огнем, в том числе по немецким экипажам на тонущих кораблях и шлюпках, желая заставить их удержать корабли на плаву.
Потери немцев составили по разным данным 4 убитых и 8 раненых; или 8 убитых и 5 раненых; или 10 убитых и 16 раненых. Что тут скажешь - цивилизованные джентльмены...
182 просмотра