1676 подписчиков
АНФЕЛЬЦИЯ
(поэма)
Анна Ревякина:
Я с трепетом и страхом приступала к работе над этой поэмой. Долго не хотела её публиковать. Хотелось найти мир в своём сердце, научиться воспринимать трагическую историю своей семьи как целостный факт, без назначения правых и виноватых, без каких-либо намёков на любую пропаганду или желания подстроиться под политическую моду момента. Историю, в которой своё место занимает СЛОН, то есть Соловецкий лагерь особого назначения. Признаюсь, это было мне нелегко. Я окончила поэму «Анфельция»* в год столетнего юбилея СЛОНа.
Вряд ли найдётся ещё страна с такой противоречивой и непредсказуемой историей, как Россия. Веками являясь великой державой, оказывающей огромное влияние на ход всеобщей истории, Россия пережила такие зигзаги в своём развитии, что невольно проникаешься беспредельным уважением к её народу, сохранившему свои основы, свои уникальные правила жизни. Сложность российской истории неоднократно приводила к тому, что противоречивые, взаимоисключающие оценки разных её периодов просто раздирали русское общество, вызывали вражду и взаимную неприязнь. До сих пор людей разделяют крайне эмоциональные оценки, например, Сталина или Петра I, Рюриковичей или большевиков. Исторические учебники каждое поколение переписывало по-своему. Очень трудно в таких условиях принять свою историю как данность, как факт, как непрерывный и взаимосвязанный процесс, каждый этап которого оказал своё влияние на понимание того, кто мы, откуда мы и куда идём. Великий историк Сергей Соловьёв требовал «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал…». Но Соловьёву было трудно представить, с каким ожесточением, злостью вскоре и профессиональные историки, и люди искусства и литературы, и общество в целом будут действовать прямо противоположно.
Это, конечно, объяснимо, ибо колоссальные исторические перипетии недавнего прошлого коснулись каждой семьи, каждого человека, зачастую просто уничтожая, разводя по разные стороны баррикад, нанося неимоверный ущерб их мировоззрению.
Моя семья тоже не избежала такой участи. И через её судьбу прошли раскулачивание и коллективизация, несколько войн, включая Гражданскую, репрессии, ссылки, беззаконные казни и несправедливые обвинения… Эта поэма – моя личная попытка примирить свою совесть с нашей непростой историей, с историей моей семьи, с историей моей любимой России. Это моя кроткая попытка посмотреть на эту историю как на единый объективный процесс, независимо от быстро меняющихся оценок добра и зла, на процесс, который сформировал и меня, и всех нас как единый народ. Научиться не кривить душой, глядя в свою историю, не подстраиваться под очередную «актуальность». Иными словами, не судить, как завещал Господь, чтобы самим не быть судимыми. Но попытаться понять прошлое, принять его таким, каким оно было. Ибо познание, как писал Сергей Соловьёв, должно вести к самопознанию. Это и была моя скромная цель, которой я руководствовалась, когда работала над этой поэмой. И я стою за каждым её словом.
* Анфельция – красная водоросль Белого моря.
Читайте поэму
↓↓↓
2 минуты
21 июня 2024