Найти в Дзене
134 подписчика

В конце мая вышла одна очень важная новость, которая почему-то нигде особо не комментировалась. Новость касается тяжело и неизлечимо больных людей, находящихся в тюрьмах.

Теперь их будут освобождать по решению суда незамедлительно, не дожидаясь, пока истечёт апелляционный срок.

Часть 1

С точки зрения закона, неизлечимое заболевание или тяжелое состояние, которое неизбежно приведет к смерти, всегда было поводом к досрочному освобождению. Но по факту – это было почти невозможно реализовать.

Сегодня медицина во ФСИН отделена от обычной. Это привело к массе нарушений при оказании помощи заключённым. Во-первых, отсутствует внешний контроль, во-вторых, снижается качество медицинской помощи. И в-третьих, такая система медпомощи позволяет оказывать давление на заключённых, так как наказанием является не только лишение свободы, но и лишение права на получение медицинской помощи.

Однажды я была в тюрьме с трогательным названием «Снежинка» для людей с пожизненным сроком заключения в городе Эльбан Хабаровского края. Там медицинская помощь даже лучше, чем у вольных жителей Эльбана. Но это вовсе не значит, что эта медицина хорошая. Она просто лучше, чем её полное отсутствие. К сожалению, всем хорошо известно, что в сегодняшних тюрьмах люди лишены медицинской помощи. И, тем не менее, новость, о которой я написала выше, – очень важная, и даже, можно сказать, хорошая… Если в такой сфере вообще есть место хорошим новостям…

Подписанный Президентом Указ о внесении изменений в статью 399 УПК РФ в случае признания судом необходимости освобождения по болезни гарантирует осуждённому немедленное освобождение из-под стражи.

Вроде всё так и было. Или нет? Что же изменилось?

А изменилось то, что такое решение суда можно было обжаловать, подав апелляцию. В результате даже те осуждённые, которые получали решение суда об освобождении в связи с тяжелой болезнью, этого освобождения не дожидались. Они умирали в своих камерах, так как у них уже оставались считанные дни жизни, но надо было выждать положенные на апелляцию 14 дней. Получали право на освобождение, но после обжалования прокуратурой такого решения, суд высшей инстанции в освобождении отказывал. Например, потому, что преступление настолько тяжелое, что суд отказывался освободить даже умирающего лежачего человека. На мой взгляд, это тоже чудовищно, потому что наказание должно состоять в лишении свободы. Оно не может и не должно приводить к лишению медицинской помощи и к чудовищной, бесчеловечной смерти в одиночестве.

Если раньше мне изредка удавалось кого-то из заключённых вытащить перед смертью в хоспис после решения суда, то они прибывали под конвоем, потому что официально освобождёнными ещё не являлись. И это каждый раз требовало очень серьёзных согласований со ФСИН и, конечно, доброй воли руководства тюремной клиники, которой перевод умирающего в гражданскую больницу обходится слишком дорого. До того, как пройдёт апелляционный срок, и второй суд тоже примет решение об освобождении, заключённому (даже лежачему и беспомощному) требуется круглосуточное сопровождение.

Решение о незамедлительном освобождении даёт людям право на немедленный перевод в гражданскую больницу, домой или в хоспис, если они нуждаются в паллиативной помощи. Это хорошо. Но не думаю, что в течение ближайшего года в хосписах увеличится количество осуждённых людей, прибывших прямиком из здания суда. И это уже потому, что само качество тюремной медицины - чудовищное.
Заключённые там недообследованные, они не получают не то что заключения об инкурабельности (о нуждаемости в паллиативной помощи), но и обычного лечения при диабете, онкологии, гипертонии и т. д.
3 минуты