Найти тему

Пристань с многочисленными причалами, само здание Северного речного вокзала и парк, тянущийся до Ленинградского шоссе, являются одной из прекрасных жемчужин в ожерелье Северо-Запада Москвы. Состоит это ожерелье из водных ниток Москва-реки, речек Сходня и Химки, Химкинского водохранилища и Канала имени Москвы.

Северный речной вокзал Московского речного пароходства был построен в период с 1932 по 1937 года на берегу Химкинского водохранилища ещё до его затопления и возводился он одновременно со строительством Канала имени Москвы с его шлюзами. Над созданием объекта трудился большой коллектив: архитектор А.М. Рухлядев, скульптор И.С. Ефимов, художник Н.Я. Данько и другие.
Красивое здание вокзала, напоминающее огромный корабль с высокой мачтой, является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - "порта пяти морей". Хоть это и звучит иронично для расположенного глубоко на суше мегаполиса с удалением на сотни и тысячи километров от морей, но фактически отсюда можно выйти по каналам и рекам, как в северные (Белое, Балтийское), так и в южные моря (Черное, Азовское и Каспийское). В столице помимо Северного речного вокзала есть также Южный речной порт.
Из-за разного уровня высот фасад здания со стороны парка - двухэтажный, а фасад со стороны набережной - трехэтажный. Именно с этой стороны, ближе к причалам и кораблям, построена высокая широкая лестница, ведущая к центральному входу вокзала. Эта лестница и высокий шпиль (вместе с ним высота здания составляет 75 метров) являются наиболее характерными архитектурными элементами здания.
Шпиль увенчан звездой, которая, согласно легенде, в 1935 - 1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. На самом деле эта звезда никогда не красовалась над Кремлем.
В башне здания вокзала имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой (как бы задвигать в башню). По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь единожды, в 1941 году, чтобы он не стал ориентиром для немецких бомбардировщиков.
В Советском Союзе на момент строительства Северного речного вокзала не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.
Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Центральные входы в здание вокзала в виде трех парадных арок (их два - один со стороны набережной, другой - со стороны парка) украшены красивыми и интересными по содержанию майоликами в виде медальонов – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Они закреплены на колоннах арок по правилам симметрии – по 12 элементов на каждом из двух входов.
Подробнее читайте на сайте в статье о Северном речном вокзале или в Третьей книге серии odinmirage.
2 минуты