Найти тему

Необходимые реформы в школьном образовании 📖


13 июня в Дубне прошло заседание Совета по науке и образованию, и в сети появился текст выступления Максима Яковлевича Пратусевича – директора знаменитого Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга.

Максим Яковлевич рассуждал о путях решения проблемы нехватки инженерных кадров. Почему с каждым годом всё меньше выпускников сдают на ЕГЭ профильную математику? Почему снижается число молодых людей, выбирающих инженерную или естественнонаучную специализацию? Причину проблемы директор ФМЛ № 239 видит в некачественном преподавании математики в 5-7 классах и предлагает усилить математическую подготовку именно в этот период обучения.

Очевидно, что сейчас уровень программ в обычных школах недостаточен для развития у ребят физико-математических способностей. Однако, корни проблемы глубже, и начинать надо с реформ не основной, а начальной школы! У детей, изучающих в 1–4 классах математику по слабой программе «Школа России», не формируется необходимое для дальнейшего изучения математики абстрактное мышление, поэтому в основной школе они сталкиваются с трудностями даже при обучении по обычным, не углублённым программам, а усиление программы просто не потянут.

Кроме того, для формирования естественнонаучных и физико-математических способностей необходимо понятийное мышление, которое развивается только при изучении естественнонаучных дисциплин. Если же дети углублённо занимаются только математикой, к старшим классам физика, химия и биология могут оказаться малопонятными – именно из-за недостатков в развитии понятийного мышления!

Вывод? В начальной школе надо обучать математике по программе Л.Г. Петерсон, позволяющей заложить у ребёнка основы абстрактного мышления, тогда и будет возможно то усиление математической подготовки в 5-7 классах, о котором говорил М. Пратусевич. И ещё: для развития понятийного мышления детей в 5-7 классах нужно усиливать не только математику, но и биологию с географией. В начальной же школе нужно вместо «Окружающего мира», тренирующего только память ребёнка, снова изучать природоведение – дисциплину, которая позволяет формировать естественнонаучное мышление уже в начальной школе.
1 минута