Найти тему
63 подписчика

У меня сегодня много дела: надо память до конца убить...

Мое знакомство с творчеством Анны Ахматовой было весьма необычным. Я, конечно, сейчас не говорю о внеклассном чтении, когда все пролетало мимо ушей, а про осмысленное чтение. Закончив школу, поступала в институт. Сдача вступительного экзамена проходила в одном из старых корпусов. Вся мебель была старая, полностью исписанная шпаргалками и признаниями в любви. Я оказалась за партой, на которой было нацарапано : «У меня сегодня много дела: надо память до конца убить...» Тогда подумала, что о безответной любви написано. Потом узнала автора, прочитала, что тяжелые строки сложены поэтессой после ареста её сына, после нескольких месяцев мучительного ожидания приговора: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь...» Случилось убийственное, что вымотало её до конца.  Бедная мать. Слезы кончились, осталась только решимость пройти через это, оставив всё позади: «Ничего, ведь я была готова, справлюсь с этим как-нибудь.» Эти строки я вспоминаю довольно часто, когда еду из онкоцентра. Вслух их не произношу. Просто мне легче переносить усталость и путь домой, повторяя про себя некоторые её строки:
- От других мне хвала – что зола, от тебя и хула – похвала.
- Сердце к сердцу не приковано, если хочешь – уходи. Много счастья уготовано тем, кто волен на пути.
-  Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую, смерть придется целовать.
- Есть в близости людей заветная черта…
- Я научилась просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться богу, и долго перед вечером бродить, чтоб утомить ненужную тревогу.
В последней фразе разглядела некий совет, мудрость, как жить после всего пережитого: молиться Богу за всех, жить тихой жизнью, найдя утешение во внуке и привычных жизненных буднях. Особых кулинарных пристрастий у Ахматовой не было, за редким исключением. Например, она любила пшенную кашу с тыквой dzen.ru/...u7g , а еще ей нравились грибы, жаренные со сметаной и луком. Поэтесса, живя последние годы на даче, любила ранним утром ходить в лес за грибами, а потом тушить их с перчиком в сметане. Гуляла одна и с тихой охоты возвращалась не с пустыми руками. В воспоминаниях прозаика Натальи Ильиной нашла упоминание об этом: «А с веранды раздавались голоса, а из кухни шипение жарившихся грибов, и вот их прямо на сковороде поставили на стол.»
Разрезаю шампиньоны на кусочки вместе с ножкой,  вливаю 3 ст.л. растительного масла в сковороду. Я использую подсолнечное рафинированное без запаха. Хорошо разогрев на умеренном огне, добавляю нарезанные грибы. Обжариваю на большом огне пару минут до появления грибного сока. Продолжаю обжаривать шампиньоны, помешивая, чтобы весь сок испарился.  Нарезаю полукольцами луковицу и кладу к грибам. Обжариваю до легкого зарумянивания. Так как вся жидкость испарилась, грибы с луком на большом огне начнут жариться, а не тушиться. К обжаренным шампиньонам с луком добавляю 4 ст.л. сметаны, по вкусу приправив солью и молотым черным перцем. Тушу на небольшом огне несколько минут, помешивая. Посыпаю щедро грибы зеленью и подаю на стол прямо в сковороде, как это делала Анна Ахматова. Это шедевр! О таком романы и стихи пишут, а Ахматова одной строчкой рубит резко свою связь, когда потеряна душевность отношений: «Враг мой вечный, пора научиться вам кого - нибудь вправду любить.» Ахматова любила повторять: «Мужчины, вы думаете, женщины любят красавцев или героев? Нет, они любят тех, кто о них заботится». Женщины, перефразирую её слова, любят не ушами и не глазами, они любят сердцем. И, конечно же, куда важнее для нас тот мужчина, который заботится, а не тот, что красиво говорит или красиво выглядит. Пусть мужчина будет немногословен, зато он сделает чай и будет всю ночь сидеть у постели любимой, когда она больна. Анна Андреевна любила и страдала, плакала и смеялась, испытывала боль утраты и радостные мгновения. И все эти чувства она выплёскивала в стихах, не стесняясь выворачивать свою душу наизнанку: «У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить.»
У меня сегодня много дела: надо память до конца убить... Мое знакомство с творчеством Анны Ахматовой было весьма необычным.
3 минуты