11,7 тыс подписчиков
При следующем самом известном после Вимы Кадфиза царе - Канишке - кушанское государство достигло вершины своего величия. Столица империи находилась в городе Пурушапура, границы государства простирались от Центральной Индии до северных рубежей Бактрии. Характер археологических находок в слоях, относящихся ко времени правления этого царя, говорит о широкой торговле, которая велась как внутри страны, так и за её пределами. Особую известность принесли Канишке буддийские письменные источники, которые описали его как последователя учения и большого мецената, всемерно помогающего буддийской общине. Современные исследователи убеждены, что Канишка не был буддистом: скорее всего, поддержка, которую получила буддийская община в годы его правления, была результатом не конкретной царской помощи, а некой «моды» на буддизм среди кушанской знати, в которой усматривали участие и самого Канишки.
Если анализировать иконографию Канишки, то очевидно, что в его годы не было привнесено никаких изменений.
Стоящий в рост правитель перед алтарём, с жестом приношения жертвенного припаса в огонь, изображён с достаточной степенью реализма и в то же время условности. Очевидно, что голова царя в высоком головном уборе пропорционально оказывается крупнее, чем принято в традиционной эллинистической (бактрийской) моделировке стоящей человеческой фигуры.
При работе резчик штемпеля стремился реалистично передать крупные черты лица Канишки, длинные волосы, бороду, усы.
Но всё равно в его работе начинают просматриваться условности: верхнее одеяние царя, как уже говорилось, восходит к парфянскому кандизу. Атрибуты: анкус - крюк для Управления слонами, копьё, на которое он опирается - всё свидетельствует о продолжении синкретического подхода к атрибутам власти и тронным сценам. Сохранились и языки пламени за правым плечом, которые имелись в иконографии Вимы Кадфиза - характеристики божественности.
Первоначально на монетах надпись наносилась греческими буквами: «Царь Царей, Канишка Кушан» (ΒΑΣΊΛΕΙΟΣ ΒΆΣΙ...
ΛEWN KANHPKOY). Между тем на Рабатакской надписи, которая, как уже более разс выше, имела отношение к Сурх-Коталу, содержится более развернутая титулатура Канишки: (I) ... «Великий спаситель, Канишка Кушан, Праведный, Справедливый, Автократор, Бог». Если вспомнить, что Сурх-Котал по своему назначению интерпретируется как династийное святилище, то приравнивание Канишки к Богу на рабатакской надписи выглядит совершенно естественно. Так же как и отсутствие титула Бог на монетах наглядно свидетельствует, что аудитория, к которой была обращена прокламация на монетах - совсем другая.
Канишка известен ещё и тем, что при нём греческий алфавит был приспособлен для написания бактрийской письменности.
В рабатакской надписи об этом говорится так: «И он (Канишка)
*издал *эдикт (по-) гречески, (и) затем переложил его на арийский язык». Этот переход привёл к тому, что отныне на монетах наносилась не греческая, а бактрийская легенда: ΡΑΟΝΑΝΟΡΑΟ КА ... NHP KIKOPANO - Царь Царей, Канишка Кушан.
Монета: динар (мон. дв. А)
Канишка I (Ok. 127-152 гг.)
Выставка «Великий Восток»
Ближайшие сеансы:
22 июня, Сб 18:00
23 июня, Вс 12:00
2 минуты
20 июня 2024