Найти тему
27,2 тыс подписчиков

Новости из зарубежных СМИ. Выпуск №60

🇬🇧 Статья The Economist
Очередная развесистая клюква для западных обывателей

🔻Как все начиналось
Россияне пришли в Энергодар 3 марта 2022 г. Несколько тысяч жителей собрались у заграждения, чтобы заблокировать их продвижение. Но все это было бесполезно. Преодолев защитные сооружения, русские атаковали электростанцию. Последовал короткий бой, в ходе которого были убиты трое украинских защитников.

🔻Об ужасах российской оккупации
Люди регулярно исчезали в «подвале» под участком местной полиции, где российские разведчики проводили допросы. Борис (главный герой статьи) знал многих, кого арестовали: торговцы на рынке, арестованные за продажу водки (сразу же объясняется, что «россияне запретили продажу крепких алкогольных напитков, чтобы их солдаты перестали напиваться»); молодые люди, которых заподозрили в том, что они знают, где в городе организован тайник с автоматами Калашникова; знакомая пожилая женщина; и коллеги с ЗАЭС. Некоторые возвращались спустя несколько дней, других держали дольше. Некоторых избивали и пытали током. По словам Бориса, одного человека избили до таких синяков, что он стал похож на персонажа из «Аватара».

🔻Главный герой статьи Борис
Ранее руководил группой из 10 техников на ЗАЭС. После прихода россиян через Телеграм на втором, «тайном», телефоне отправлял информацию о происходящем на станции руководителям «Энергоатома». Когда менеджеры «Ростатома» обращались к нему с запросом на оборудование, Борис, не желая помогать оккупантам, смог затормозить процессы, прикрываясь бюрократическими проволочками процесса закупок. Россияне оказывали давление на украинских работников ЗАЭС, вынуждая их получить российские паспорта и заключить контракты с «Росатомом», обещая за это хорошие бонусы. Но для Бориса и таких, как он, подписание контракта было сродни открытому переходу на сторону России. Поэтому Борис уволился.

Всю весну и лето 2023 г Борис, как и многие его коллеги, ждали, что успешный «контрнаступ» освободит Энергодар и ЗАЭС. В сентябре 2023 агенты ФСБ пришли с обыском в квартиру Бориса и его жены. Под подушкой дивана они нашли его секретный телефон и сине-желтую футболку. Бориса забрали в полицию. «Они завели меня в комнату, сказали мне положить руки на стол и подсоединили к двум пальцам провода от полевого телефона. Один солдат стоял позади меня. Они начали меня допрашивать, спросили, почему я не работаю, почему я придерживаюсь проукраинских взглядов, почему я не подписал контракт. Когда они включили электричество, солдат, стоящий за мной, ударил меня по ребрам».
Под давлением Борис согласился подать заявление на получение российского паспорта и перестать заходить на украинские сайты. «Я много чего пообещал. Спустя два часа меня отпустили». Он был так рад своему освобождению, что бежал всю дорогу домой, несмотря на мучительную боль в ушибленных ребрах.

Вскоре после этого Борис на своей машине присоединился к небольшой колонне, отправлявшейся на восток, и заплатив провожатым несколько сотен евро, через Россию, Эстонию и Польшу въехал на Украину: «Когда я увидел украинский флаг, я упал на колени» - рассказывает Борис со слезами на глазах.

🔻О сотрудниках «Росатома», которые заменили украинских специалистов на ЗАЭС
После того, как ушла большая часть украинских руководителей смен и старшего технического персонала, на ЗАЭС стало не хватать компетентных технических специалистов. Российские инженеры, которых удавалось уговорить переехать работать на АЭС, находящуюся в зоне боевых действий, часто обладали низкой квалификацией. Борис рассказал журналисту, что видел пустые бутылки из-под водки в мусорных баках возле их помещений в ядерном бункере завода. Работники, которых нанимали из окружающих деревень, были неквалифицированными. Котин (глава украинского «Энергоатома») описал их «как обезьяны с гранатой».

3 минуты
429 читали