331 подписчик
Как я начала работать с подростками.
После окончания университета я пошла в аспирантуру и осталась преподавать на родной кафедре. Кроме лекций и руководства дипломами мне дали группу первокурсников для кураторства. Мне 22, им 17-18. Об авторитете речи не могло и быть. Я была старшим товарищем с полномочиями. Видимо моя работа с подростками началась ещё тогда, 22 года назад. Во мне взрослел будущий подростковый психолог и коуч.
Помню, как во время летней учебной практике, где-то в Тункинской долине, у одного студента нашли бутылку водки. Руководитель практики оправила меня с этим студентом обратно в Иркутск. В наказание. Добирались мы с приключениями, на перекладных. Много разговаривали. Тогда я поняла первый принцип взаимодействия с подростками:
1. Участие.
Слушать, задавать вопросы о человеке, не оценивать, не давать советы, а делиться своим мнением (если собеседнику это надо). Еще помню долгие разговоры с ребятами после отбоя. Когда лежишь в спальном мешке, отвечаешь на вопросы о "взрослой, замужней" жизни, улавливаешь восхищение и подчеркиваешь нашу похожесть.
И это второй принцип моей работы с подростками:
2. Партнёрство.
Я не знаю как правильно, я и вовсе могу чего-то не знать. Мне не стыдно за это. Сила в нашей уязвимости и умении быть собой. Подростки очень чувствительны к фальши и лжи.
Через 3 года, по окончании аспирантуры я ушла из университета в коммерческую фирму. Но я до сих пор помню ту группу экологов-природопользователей Иркутского Госуниверситета.
Самый главный мой принцип (как у каждого помогающего практика):
3. Любовь к людям.
Только человек с открытым, большим сердцем идёт в психологи.
Я люблю подростков. За их смелость, силу, готовность объять необъятное. Я сопереживаю их уязвимости, одиночеству, иногда потерянности. Я готова поддерживать и создавать комфортные условия для осознанного взросления. На своих сессиях я часто продолжаю быть для них тем самым старшим товарищем с полномочиями.
1 минута
18 июня 2024