15,5K подписчиков

[Memory]

Памятные даты в истории флота - это не только даты побед и лихих экспедиций, героических подвигов и мужественных дел. Есть в истории русского флота и трагичные даты, которые следует помнить, на основе которых необходимо делать выводы и не совершать ошибки. К таким трагическим датам безусловно относится сегодняшняя дата - 18 июня, возможно для некоторых довольно рядовая дата, не отмеченная в распространенных календарях и памятках.

18 июня 1918 года часть кораблей русского Черноморского флота была затоплена в Цемесской бухте Новороссийска, другая часть кораблей ЧФ вернулась в Севастополь - ее судьба, в итоге, закончилась во французской Бизерте.
Подобные "действия" имели место и в германском флоте, и во французском, но думаю, что до сих пор нет единого мнения по судьбе кораблей русского флота. Насколько правильным или нет было данное "мероприятия". Что лучше - уничтожить корабли или отдать их врагу, с последующем их уходом.

Но вернемся к 18 июня 1918 года. У Новороссийска были затоплены линейный корабль "Свободная Россия" и как часто говорят "девять эсминцев". И что интересно, до сих пор некоторые ресурсы указывают разное количество кораблей.

Например, на сайте "Музея обороны Севастополя" год назад, в 2023 году появилось сообщение: "18 июня 1918 г. в бухте Новороссийска было затоплено 14 военных кораблей Черноморского флота. Среди них: линкор «Свободная Россия», эскадренные миноносцы «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Пронзительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», миноносцы «Сметливый» и «Стремительный».
В списке восемь эсминцев, при том что "Керчь" был затоплен у Туапсе.
Да и арифметика странная, если указано - 14 кораблей - так перечислите всех, и почему забыт "Фидониси"? Почему забыт "Громкий" (может потому что его экипаж затопил 17 июня)?
У меня нет особых претензий к этой научной организации, но если вы взялись за какое то дело - может стоит его сделать хорошо?

Итак, вспомним следующие корабли, которые были затоплены у Новороссийска:
-линейный корабль "Свободная Россия";
-эскадренный миноносец "Фидониси";
-эскадренный миноносец "Гаджибей" (тип "Фидониси");
-эскадренный миноносец "Калиакрия"(тип "Фидониси");
-эскадренный миноносец "Пронзительный" (тип "Дерзкий");
-эскадренный миноносец "Громкий" (тип "Счастливый");
-эскадренный миноносец "Лейтенант "Шестаков";
-эскадренный миноносец ""Капитан-лейтенант Баранов" (тип "Лейтенант Шестаков");
-миноносец "Сметливый" (тип "Сокол");
-миноносец "Стремительный" (тип "Сокол").

Эскадренный миноносец "Керчь" (тип "Фидониси"), который и осуществлял мероприятия по затоплению пережил свои жертвы на одни сутки - была затоплен экипажем 19 июня 1918 года у Кадошского маяка в трёх милях от Туапсе.

Получается что было затоплено 11 боевых кораблей, а не 14.
Между тем были затоплены еще один танкер "Эльборус" и пять транспортов.
Имена затопленных судов нанесены на металлически тавровых балках монумента "Погибаю, но не сдаюсь". Красивый мемориал, правда оружие у моряка больше похоже на автомат ППШ, чем на винтовку Мосина, (.
Но это видно по фотографиям, я сам у этого мемориала не был, но был 20 лет назад в Туапсе, у скромного памятного знака, посвященного гибели эсминца "Керчь".

Интересно, что практически все корабли кроме линкора и эсминца "Громкий" удалось поднять, большинство - по частям, ((. А вот эсминцу "Калиакрия" повезло больше всех - его подняли, отремонтировали и под наименованием "Дзержинский" он вступил в состав Черноморского флота Советской России.

Такая печальная страница истории русского флота.
Сделаем ли выводы?
Но хотя бы запомним!

Фото 1-2 - памятный знак эсминцу "Керчь" в Туапсе
Фото 3-4 - мемориал "Погибаю, но не сдаюсь"
Фото 5 - эсминец "Керчь"
Фото 6 - эсминец "Громкий"
Фото 7 - эсминец "Лейтенант Шестаков"
Фото 8 - миноносец "Сметливый
Фото 9 - поднятый со дна "Стремительный"
Фото 10 - телеграмма на уничтожение кораблей
152 просмотра