Дистанциометр — по сути, счётчик оборотов, аналог современных одометров, которые стоят в каждом автомобиле и считают общий пробег. В XIX веке он применялся и для землемерных работ.

«Дистанций меръ» — дистанциометр — Саблукова крепили на ось специального мерного колеса с длиной окружности в сажень, это примерно 2134 миллиметра. В окошках прибора на круговых шкалах — лимбах — выводилось число пройденных оборотов и их доли. Слева можно было увидеть количество полуоборотов, а справа считать меньшие части оборотов, вплоть до 1/60, что с колесом окружности в сажень давало точность в 3,5 см. Прибор универсален и мог крепиться на мерное колесо любой окружности.
Записывая показания дистанциометра в начале и конце пути, можно было определить пройденное расстояние. Шкала дистанциометра позволяла отсчитывать не более 30 оборотов, что при саженном колесе составляло около 64 метров. Выбор расстояний в 30 саженей не случаен — в XVIII веке в России были распространены 30-саженные мерные цепи, которые и мог заменить этот дистанциометр на относительно ровной поверхности, а стандартной мерой площади в России была десятина, одна из сторон которой равнялась как раз 30 саженям. Причём десятина не была квадратной мерой. Такой участок представлял собой прямоугольник 30 × 80 саженей — это 109,3 сотки или 1,09 гектара в современных мерах.
Дистанциометр разработал Александр Саблуков, генерал-лейтенант корпуса горных инженеров, известный изобретениями в военной и горной областях, в частности конструкцией центробежного вентилятора, а изготовил в 1840 году мастер Фёдор Гиргенсон, механик Физического кабинета Академии наук.
Дистанциометр — по сути, счётчик оборотов, аналог современных одометров, которые стоят в каждом автомобиле и считают общий пробег. В XIX веке он применялся и для землемерных работ.