Найти тему
181 подписчик

Дозволенность тапалок и прочих хамстеров.


Снова и снова задают это вопрос, хочу сделать лонгрид, с пояснениями.

Часть I.

Прежде чем погрузиться в тему, предлагаю вернуться к вопросу дозволенности биткойна. Вы наверняка обратили внимание, что касательно дозволенности биткойна есть разногласия, причем разногласия не просто среди мусульман, а среди мусульманских ученых. Целые муфтияты объявляют что-то недозволенным, а другие муфтияты объявляют это дозволенным, утверждая, что доказательств и аргументов в сторону запрета недостаточно. Такого рода разногласия называют ихтиляф.

Ихтиляф (араб. اختلاف — разногласие) — исламское научное религиозное разногласие, противоположность иджма‘. (википедия)

Более подробно можете почитать по ссылке, которую я дал выше, но я хочу сделать акцент на следующем:

Ислам допускает существование ихтиляфа по некоторым второстепенным вопросам практического и правового характера.

Есть ли у ученых разногласие касательно запрета алкоголя, ростовщичества, прелюбодеяния, и тд? Нет конечно, здесь все четко и понятно, никаких разногласий быть не может, но биткойн и подобные этому вещи как раз и являются второстепенными вопросами практического и правового характера.

Часть II.

Почему ученые выдвигают фетвы о дозволенности, несмотря на то, что кто-то уже запретил? Потому что в исламе основа всего дозволенность, и если кто-то запрещает что-то через свою призму видения мира, понимание или наоборот непонимания сути вопроса, то это не означает, что это действительно запретно, и если аргументов против недостаточно, то мы получаем ихтиляф.

В книге Шейха Юсуфа Кардави "Дозволенное и запретное в Исламе" вообще классно написано о том, что ученые ранних веков старались не употреблять слова "халяль" и "харам", видимо как раз в том числе, чтобы не попадать в такие ситуации.

Я не могу вам рассказывать, как действовать и какие решения принимать, но могу рассказать, как я сам поступаю.

Если группа ученых берет на себя ответственность, и объявляет что-то дозволенным, и это мнение приживается в обществе, то я принимаю это мнение, ибо основа всего дозволенность.

Даже касательно трейдинга, а по факту спекуляций на финансовых рынках, понимая, что в этом вопросе есть ихтиляф, и в соседских пабликах и группах братья мусульмане продвигают такой тип заработка, я перестал делать ацент на том, что это запретно. Я с уважением отношусь ко всем мнениям, и не считаю эти вопросы настолько важными, чтобы мы заочно спорили и каким-то образом принижали друг-друга, уважение, единство и братство намного важнее, чем споры о второстепенных темах, о которых даже у ученых есть разногласия.

Продолжение ⤵️
2 минуты