7071 подписчик
"СОН БОГОРОДИЦЫ" - "СИЛЬНАЯ" МОЛИТВА ИЛИ ЕРЕСЬ?
Предположительное время написания этого произведения — 16 век. В то время на Руси неграмотные люди не могли читать сложные тексты церковных книг. Поэтому для простоты понимания канонических текстов возникли «пересказы» Священного Писания на понятном языке. Они содержали доступные для простого народа образы, но искаженные по смыслу. В этой среде и появилось такое произведение как «Сон Богородицы», наделенное неграмотными людьми чудесной силой заклинания.
«Сон Богородицы» имеет несколько пересказов, отличающихся друг от друга, но схожих по структуре. Начинается рассказ с того, что Дева Мария уснула. В разных вариантах местом действия может быть Иерусалим либо Вифлеем. Ей снится сон, в котором Она видит страдания Своего Сына и Его Воскресения. Затем Иисус приходит к Своей Матери будит Ее и спрашивает, что Она видела. Господь подтверждает, что, все приснившиеся Матери, сбудется. Затем указываются обещания, что будет тому, кто этот «Сон» будет читать, переписывать и носить с собой. В этом произведении ни слова не сказано о силе Креста Господня. Вся «сила» приписывается только «святой молитве» — «Сну Богородицы».
Например, в «Сне» есть такие слова: «Не рыдай Мене, Мати, Я воскресну и на Небеса вознесуся. А какой человек этот стих будет знать, при себе иметь, тот добро будет имать. Соблюду его от всякого зла, а в дом дам злата и серебра и всякого изобильного добра».
Со временем «Сон Богородицы» стал восприниматься как оберег от всех бед. Считалось, что кто его будет читать, с тем ничего худого не случится. В настоящее время даже имеются сборники «Сны Пресвятой Богородицы». В них может быть до 100 подобных произведений. У каждого «сна» выделено свое «поле действия» на все случаи жизни. Авторы остаются неизвестными, что придает текстам эффект древности.
«Духовный» стих «Сон Богородицы» особенно подчеркивает мотив материнской скорби о Распятом Сыне. В более развернутом его варианте может содержаться рассказ про Рождество Христово, бегство от царя Ирода, Крестная Смерть Иисуса, где Божья Матерь сопереживает Ему. Как награду за перенесенные душевные страдания Богородице Христос обещает славное Успение. Текст полон небылиц и бессмыслицы. Так, например, один из вариантов «Сна Богородицы» имеет такое начало: «В городе Иерусалиме, во святом соборе, на правой руке на престоле спала Мать Мария».
Обороты речи, используемые в этом произведении, сближают «Сон Богородицы» с южнорусскими стихами и колядками.
«Сон Богородицы» не содержит в себе прошения, благодарения, славословия Богу. С позиции Церкви это произведение не является молитвой. Следовательно, его нельзя читать ни вместе с молитвами, ни вместо молитв, установленных Православною Церковью.
«Сны Пресвятой Богородицы» не являются молитвами и не имеют никакого отношения к молитвам. Это достаточно распространенный «фольклор», местами кощунственный, местами противоречащий православной догматике. Главное, в чем пагубность этих «молитв» – в том, что якобы человеку достаточно просто читать эту чепуху и держать ее у себя дома. Как сразу на него должны посыпаться все небесная блага как из рога изобилия. Эдакая волшебная палочка, завернутая в псевдоправославную обертку. Читать и держать дома это нельзя! Молитесь сами, своими словами, просите у Господа исполнения Вашего желания. Но ни в коем случае не прибегайте к такого рода «молитвам»! Старайтесь также регулярно посещать храм, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин».
На Руси апокрифические молитвы пользовались большой популярностью среди малограмотного населения. Часто текст таких молитв смешивался с каноническим. Это послужило причиной для составления списков (перечня) запрещенных книг, в которые со временем могли добавляться новые апокрифы.
Православная Церковь крайне отрицательно относится к подобным апокрифическим молитвам и заговорам. Все слова молитвы должны быть понятны, что нельзя сказать об оберегах и заговорах. "Сон Богородицы”, являющийся одним из самых распространенных заклинаний, не является настоящей православной молитвой.
3 минуты
17 июня 2024