59 подписчиков
2️⃣ из 2️⃣
Плюс была нужда в свежих фильмах, ибо из кинопроката их просто не давали, иначе бы в кино никто не ходил, а смотреть фильм выпуска замхатого года по ТВ тоже радости мало. Поэтому надо было снимать свое.
Но как?
Лучшие кадры-то сидят в кино, а ТВ это так, игрушки. Бюджеты там были копеечные по киношным меркам. Поэтому государство в лице Гостелерадио запустило сразу 3 процесса: во-первых, начало учить специалистов, во-вторых, начало размещать на киностудиях заказы на тв-фильмы, в-третьих, строить студии телефильма. Надо сказать, что телевизионные начальники на местах не очень хотели такие студии делать, т.к. все они были из партийных работников, и исходили из логики "как бы чего не вышло", ведь студия телевидения должна была обслуживать не только свой регион, но и соседние. Поэтому, когда начальник Пятигорского телевидения, а потом ещё и Нальчикского тв отказались от такой "чести", тут-то Агузарову подвезло.
Естественно, все состоялось благодаря двум факторам: 1. Фанатичной преданности Агузарова кино, 2. Необходимости у государства в таком производстве.
Ещё раз: отказались Нальчик и Пятигорск и только после этого, благодаря активности Агузарова в Осетии создали ТВ.
Но. Агузаров создал телевидение, но де-юро, отдельной студии телевизионных фильмов в Осетии не было, был отдел при телевидении. Огромный, со своими лабораториями, монтажными, павильонами и т.д., но не отдельный в юридическом плане. Именно поэтому его так легко удалось уничтожить в 1990-е.
Игого
и исключения из правил
То есть, надо хорошо понимать, что это были 2 параллельные системы, которые делало государство, и финансировало государство, и курсировало государство. А как только государство кончилось, то обе системы рухнули.
Второй момент, который надо хорошо понимать, что великий Азанбек Джанаев никогда бы не снял свой фильм "Осетинская легенда" (это ж вообще уникум, потому что это единственный за всю историю кино любительский фильм, вышедший во всесоюзный прокат), так вот он бы никогда его не снял, если бы у него под боком не было студии, с лабораторией и практически неограниченным доступом к пленке. Уважаемый историк с чего-то взяла, что пленки не было, пленка была, ее было много, и операторы спокойно отдавали Джанаеву излишки.
То есть, де-факто, к развитию кино в Осетии, да и много где ещё, привело 2 фактора: 1. Необходимость и поддержка со стороны государства, 2. Интеллектуальная среда, тот самый бульон, который рождает гениев.
Может ли повториться сейчас такое?
Нет. И не потому что государству это не нужно, а потому что нет среды. Она настолько истончилась, ее настолько вымыло всякими нехорошими тенденциями, что надо уехать из республики, что бы встать на ноги в творческом плане. И только потом, может быть, если человек совсем альтруист, то вернуться и создавать эту среду вокруг себя.
Плюс, чтобы возникла среда нужно создавать. Только на миллион плохих фильмов, будет с десяток пристойных, и, может быть, один шедевр. И мы попадаем в патовую ситуацию: когда надо создавать, растить своих на практике, а создавать никто не может, потому что денег не дают. А давать не будут, пока у нашего руководства не будет понимания зачем вообще это нужно.
2 минуты
28 июня 2024