18 подписчиков
Как вы помните, космос с прошлого года стал близкой для нас темой, а потому хотим рассказать про эпопею NASA с Boeing Starliner в качестве примера инженерного подхода
Итак. 5 июня 2024 года корабль Starliner был наконец-то запущен с экипажем из 2 человек и 6 июня успешно пристыковался к МКС. Подозреваем, что радости Boeing не было предела, это только пресса писала, что он полетел с третьего раза. На самом деле космический лайнер Boeing преследуют проблемы с качеством, сравнимые с теми, что испытывают и самолёты этой компании. Получив заказ на создание космических кораблей одновременно со SpaceX, Boeing смогла отправить свой пилотируемый корабль на 4 года позже и потеряла на его создании уже более 1 млрд долларов! Но почему NASA продолжает возиться с Boeing и ждёт её корабля?
Причина 1. NASA не в накладе
Обычно сложные космические миссии NASA финансировало по формуле «вознаграждение+издержки». То есть оплачивала подрядчикам расходы на создание космической техники и доплачивала сверху собственно за полученный продукт. Но в результате стоимость космических проектов стала улетать ещё дальше, чем забирались её корабли. Поэтому в 2000-е NASA перешло на оплату за продукт. И это отлично сработало: SpaceX и Orbital Sciences сделали грузовые космические корабли, а NASA платило только за запуски.
Затем NASA применило тот же подход к пилотируемым кораблям и довольно быстро получило SpaceX Crew Dragon. А вот проект Boeing Starliner буксует, с трудом проходя необходимые полёты. Но NASA-то это ничего не стоит, поэтому агентство ждёт, когда же Boeing доведёт свою технику до кондиции.
Причина 2. Уникальность Starliner
Boeing Starliner и SpaceX Crew Dragon выполнены по одинаковой монообъёмной схеме, но несколько отличаются и не всегда в пользу детища Маска. Так, внутренний объём изделия Боинга больше почти на 1,5 кубометра.
Если вы считаете, что Маск гений и всё у него получается, то напомним одну особенность — его космические корабли садятся на воду. Их надо найти, выловить, доставить на сушу. SpaceX планировала разработать корабль Red Dragon с реактивной системой посадки на почву Марса. Но свернула проект — не так-то просто разработать надёжную и безопасную систему посадки на сушу. А компания Boeing справилась с этим — посадка производится с помощью традиционных парашютов, а в конце под кораблём надуваются воздушные баллоны и смягчают удар. При возвращении Starliner узнаем, безопасна ли такая схема для людей.
Причина 3. Резервирование
NASA обожглось на проекте Space Shuttle, который стал непомерно дорогим — каждый его старт обходился примерно в 500 млн долларов. Ракета Falcon 9 SpaceX примерно ту же массу груза смогла доставлять на орбиту почти в 9 раз дешевле.
Сейчас SpaceX показывает пример, как делать космические проекты быстро и недорого, но NASA уже не хочет дожидаться, когда очередной поставщик начнёт тупить и завышать цены, поэтому хочет иметь альтернативный способ доставки космонавтов на орбиту — Boeing Starliner. Наконец, пилотируемый SpaceX Dragon ещё не показал должную надёжность. Этот корабль совершил всего 14 полётов. Для сравнения Space Shuttle взорвался в 25-м своём полёте. Так что не всегда недостатки системы видны сразу и лучше иметь страховку.
Вот так Boeing Starliner и стал пособием по инженерному подходу: грамотное финансовое стимулирование, уникальные характеристики и резервирование позволяют ему и сейчас оставаться в фокусе NASA и претендовать на роль полноценного корабля для доставки астронавтов на орбиту.
2 минуты
14 июня 2024