54 подписчика
Привет, эксперты!
Дела Intel в последние годы идут так себе: наверняка вы помните, как пафосно заложенная Fab 42 к своему запоздалому открытию снизила техпроцесс на 3 нанометра: с 7 до 10.
Это, ясное дело, не начало и не конец злоключений синего гиганта, но эту тему мы отложим на другой раз. А сначала давайте вспомним, с чего началась Intel и как компания попала в нынешнее положение.
Компанию в 1968 году основали Роберт Нойс — один из изобретателей интегральной схемы — и Гордон Мур — автор закона своего имени.
С первого дня к компании присоединился Эндрю Гроув — блестящий менеджер, с которым оба инженера успели поработать в Fairchild Semiconductor. Следующие 40 лет этот человек отвечал за применение закона Мура на практике, разработал и внедрил методологию (которую в некоторых компаниях считают волшебной пилюлей от никогда не существовавших бизнес-процессов) управления OKR и сумел вывести компанию из нескольких кризисов.
Название появилось из слов „Integrated“ и „Electronics“. Свой микропроцессор в компании сделали в 1971 году — и он стал первым коммерчески успешным продуктом в своём классе. Чип, который тогда называли «микрокомпьютерным набором» по числу выполняемых инструкций был сопоставим с компьютером ЭНИАК. ЭВМ сороковых занимала 280 м², весила 27 тонн и работала на 18 тысячах вакуумных ламп, но всего через тридцать лет, в семидесятых, сопоставимая с её мощностью микросхема умещалась на ладони.
В 1974 году вышел первый универсальный микропроцессор для продвинутых калькуляторов, терминалов ввода-вывода и автоматов бутылочного розлива — Intel 8080. Чип был так популярен, что со временем его начали выпускать по лицензии.
Несмотря на успехи в микропроцессорах, вплоть до 1981 года большую часть бизнеса Intel составляли производство и разработка чипов памяти SRAM и DRAM для мейнфреймов. Учитывая контекст времени, это логично: в те годы ещё только прогнозировали, что полупроводниковая память скоро вытеснит магнитные ленты.
В 1972 году микросхема 1103 завоевала первое место по популярности на рынке полупроводниковой памяти, но конкуренты уже наступали. Японские компании привлекли поставщиков оборудования к непрерывному совершенствованию техпроцесса. Таким образом они обогнали американские компании и начали выдавливать их с рынка.
Отвечая, Intel внедрила несколько инноваций в проектировании и выпустила DRAM следующего поколения. Но момент уже был упущен, и компания начала терять позиции на рынке памяти. За десятилетие доля Intel на рынке памяти упала с 83% в 1974 году до 1% в 1984.
Спасли ситуацию первые IBM PC на процессоре 8088. Партнёрство между Intel и IBM зафиксировали в декабре 1982 года, когда IBM за 250 млн долларов выкупила 12 % производителя процессоров.
В 1983 году оборот Intel достиг миллиарда долларов (в нынешних деньгах это больше трех миллиардов), а сотрудников стало больше 15 тысяч. За этим последовали сытые годы монополизма под знаком Intel Inside. В 2006 году Intel заменила чипами микроархитектуры x86 процессоры PowerPC в компьютерах Apple. Изначально планировалось, что переход начнётся в июне 2006 года, а закончится к концу 2007-го — но по факту это произошло гораздо быстрее.
Первое поколение Макинтошей на Intel появилось в январе 2006 года — одновременно с Mac OS X Tiger (10.4.4). Поддержка PowerPC окончательно исчезла через одно мажорное обновление Mac OS — в версии Snow Leopard (10.6). Поддержка приложений для PowerPC, которую обеспечивала Rosetta, исчезла через ещё одно обновление.
Это было победой. Архитектура x86 стала индустриальным стандартом для PC, и её авторы ослабили хватку. Но теперь история повторяется — правда, уже не в пользу Intel. О том, что сейчас происходит в компании и как ее пытаются спасти, расскажем вам в следующих постах. Как говорится, не переключайтесь.
3 минуты
14 июня 2024