Найти в Дзене

Представляю вашему вниманию пикировку с одним из моих знакомых, проживающим ныне в Варшаве белорусом. Сам он, правда, предпочитает называть себя литвином. Так круче, видимо, да еще и с ореолом мученика существующего режима и непримиримого борца с оным. Умный человек, начитанный, знающий историю. Но, как это часто бывает, зашоренный именно на исключительности своего происхождения, помноженной на так кстати возникшую русофобию. Здесь он, вдруг, себя нашел. А уж с началом СВО он стал не за страх, а за совесть мочить все русское, российское, Более проукраинского белоруса найти нельзя! Честно. Но, бывает. Жить-то как-то надо)). Тем не менее, он не устает повторять, что при ВКЛ, или при Речи Посполитой белорусам жилось не в пример лучше, чем при Российской Империи, чем при СССР или, тем более, чем при батькином режиме. И, если бы не... В общем, чел собирается возродить Великое княжество литовское на штыках Украины и НАТО. Если коротко. Итак, хочу провести маленький ликбез, как жилось белорусам при великой Польше)))

По степени почитаемости у современных белорусских националистов Речь Посполитая следует за Великим княжеством Литовским, а иногда даже превосходит его. И это при том, что она ни в коей мере не являлась белорусским государством, а, скорее, наоборот – была антибелорусской по своей сути. От начала своего существования и до самого конца неуклонно шёл процесс окатоличивания и полонизации всех народов, населявших Речь Посполитую. Просуществуй она ещё столетие, всё население Белоруссии стало бы поляками.
Но что это было за государство? Его территория вдвое превосходила сегодняшнюю Польшу. В отдельные исторические периоды Речь Посполитая оказывала влияние на европейскую политику: в XVII веке её войска оккупировали Москву и защищали Вену от нашествия турок-османов. Однако вслед за непродолжительным расцветом наступил период плавного угасания политической мощи Варшавы.
В романтической польской историографии XIX века Речь Посполитая всячески идеализировалась. Поляки сильно тосковали по утраченному в конце XVIII столетия "панству". Многие польские представления о Речи Посполитой перекочевали в работы "свядомых" историков. Это более чем странно, учитывая, что Речь Посполитая для белорусов была примерно тем же, чем Османская империя для греков или Британская империя для ирландцев.
Справедливости ради, фетишизация Речи Посполитой – это недавняя мода в националистическом сообществе Беларуси. Ещё в конце XIX – начале XX века "белорусизация" Речи Посполитой представлялась абсурдным занятием. Ранние деятели местечкового национализма старались найти свои корни в Великом княжестве Литовском, где "белорусскость" (в их понимании) была уничтожена польской политикой, но никак не в Речи Посполитой. Вот что писал, к примеру, белорусский поэт Максим Богданович в статье "Белорусское возрождение", вышедшей в 1914 году:
"К концу XVII столетия летаргия белорусской национальной жизни обозначилась вполне ощутительно. Литовско-русское государство, с 1569 года связанное унией с Польшей, успело утратить львиную долю своей самостоятельности. Высший и средний слой белорусского дворянства очень быстро денационализировался. То же самое, хотя более медленно и не в столь резких формах, происходило среди мелкой шляхты и городского мещанства. Лишённый классов, крепких экономически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развитие своей культуры, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культуры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а всё остальное, представлявшее собою, так сказать, "сливки" его предыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикеткой, будучи по существу белорусским.
Одним из наиболее печальных проявлений указанного обнищания белорусской культуры, бесспорно, следует признать почти полное исчезновение печатной книги на белорусском языке.
3 минуты