53 подписчика
⚡️ ТАЙНА ИМЕНИ ИНДРЫ ⚡️
Во множестве отрывков брахман объясняется, что первоначальная форма того или иного слова была слегка изменена, чтобы стать тайной, ибо «боги любят тайное» (paro 'kṣakāmā hi devāḥ) и «презирают то, что можно видеть ясно» (они являются pratyakṣadviṣaḥ).... Таким образом, узнаем мы, бог Индра в действительности зовется Индха, т.е. «зажигатель», имя, непосредственно выводимое из глагольного корня INDH, «зажигать», «освещать», «воспламенять», и объясняется оно ролью поджигателя, приписываемой данному божеству.
Но боги пожелали создать в своем языке зоны тени, своего рода темную и тайную речь, ключ к которой будет доступен лишь им самим: поэтому они замаскировали простой и правильный механизм, позволяющий вывести Индху из корня INDH, и, смешав фонемы, сложили имя Индра. Таким образом прозрачное слово они сделали непроницаемым; вставили в него элемент языка, который является их областью и который не смешивается с санскритом языком, на котором также говорят люди.
Богам не хватает тайны: они стремятся стать таинственными, чтобы обрести плотность; или по крайней мере сделать так, чтобы с помощью вводимой ими, деформирующей слова тайны те стали плотными, густыми, субстанциальными. То, что темой текстов брахман является желание богов создавать тайны, а не поиски истинного отношения между чистой и измененной формой слова, доказывается, как мне кажется, той непроизвольной легкостью, с которой в соответствии с нуждами повествования совершается переход от одного этимона к другому.
Так, имя Индра, которое в «Шатапатха-брахмане» объясняется эзотерической деформацией имени Индха, в других текстах представлено как сокращенная форма термина idaṃdra, «тот, кто видел это». В действительности, утверждает этиологический рассказ, «сразу после своего рождения Индра оглянулся вокруг себя и увидел человека, который был не кем иным, как брахманом (т.е. Абсолютом) во всей своей протяженности; тогда он молвил: „Я видел это". Вот почему он носит имя Идамдра (idaṃdra), „тот, кто видел это". Это и есть его имя. И его, носящего имя Идамдра, ради сокрытия называют Индра, ибо боги любят тайное».
Этимологический анализ слова осуществляется с точки зрения разных видов мифа о его происхождении, которые могут быть весьма многочисленными и несовместимыми друг с другом. Форма «Индра» составляет часть темного арго богов; она выступает транспозицией по меньшей мере двух форм ясного языка.
👉 Ш. Маламуд, Испечь мир : ритуал и мысль в древней Индии; пер. с фр. и вступ. ст. В.Г. Лысенко. - М. : Вост. лит., 2005.
2 минуты
13 июня 2024