Найти тему

А М. Рижский и Л. Лавров вообще отрицали наличие в адыгском пантеоне божества Тхьэшхо, считали его заимствованным христианским Богом. Однако это нам представляется весьма спорным, ибо первобытная естественная религия не знает случаев,

когда над кругом ее божеств и покровителей не возвышался бы главный или верховный Бог. Человек, поставив себя в зависимость от сонма богов, в первую очередь ставит их в зависимость от другого, более могучего существа. Тхьэшхо считают «Богом богов», он не принимает непосредственного участия в действиях отраслевых божеств и людей, а «служит высшей инстанцией при редких спорах и недоразумениях между божествами и подвластными им героями и людьми». О Тхьэшхо писали и адыгские ученые А. Шортанов, М. Мижаев, А. Гутов, А. Ципинов, К. Паранук, А. Куек и др., подчеркивавшие его значение как божества, которому все в мире подчиняется.
А М. Рижский и Л. Лавров вообще отрицали наличие в адыгском пантеоне божества Тхьэшхо, считали его заимствованным христианским Богом.
Около минуты