66 подписчиков
Личное дело офицера
Личное дело офицера — это сборник типовых документов, в которых описывается биография человека и его движение по службе.
Впервые такое дело заводится ещё в училище, поэтому совершенно бессмысленно искать отдельно дело курсанта. Если они когда и были, так давно кончились.
По мере того, как офицер попадает на службу в разные части, дело обрастает документами, пухнет, становится все более интересным. И после демобилизации отправляется вслед за человеком в военкомат по месту проживания.
Вплоть до 1990-х годов личные дела после смерти человека военкомат посылал в ЦАМО. Но в какой-то момент хранилища оказались заполнены и дела стали оставаться в военкоматах. Ну или пошли под нож/ в печку / в утиль.
Даже в ЦАМО до введения запрета на уничтожение документов ВОВ от 2016 (не ручаюсь за точность тут) года, личные дела спокойно уничтожались.
Именно поэтому существует странноватая процедура проверки наличия личного дела. И даже если вы в картотеке видите, что есть личное дело, то не факт, что дело и правда есть. Вспоминаем песенку Винни Пуха. Дело — почти как мед: вот оно есть, и его сразу нет.
Сейчас копию личного дела можно получить почтой, я об этом писала уже.
Состав личного дела может быть очень разный, как и его сохранность.
Обычно в деле бывают:
✅ фотография;
✅ анкета с биографическими сведениями;
✅ автобиография;
✅ боевая характеристика;
✅ аттестации за периоды службы.
Кроме этого, могут быть и другие документы, а могут и не быть.
Более того.
И вышеперечисленного тоже может не быть. Поэтому количество листов, которые вам принесут в зал или пришлют по почте —непредсказуемо.
Мне, например, встречались в личных делах подлинники метрических выписок и школьные аттестаты. Но иногда дело может состоять из 1–2 листков.
Все очень по-разному.
Отношение к личным делам у исследователей тоже разное. Как в обычной генеалогии существует "генеалогическая триада" (ревизии, метрики, исповедки), так и в военной генеалогии тоже такая триада есть: УПК, укн, личное дело.
Иногда к ним добавляются ещё документы, но основные эти три. Именно они — залог коммерческого успеха генеалогических фирм, ведь у них получение этих источников поставлено на поток и, чаще всего, совсем не официальный.
Но именно эта триада и есть показатель качества исследования. И это — не комплимент исполнителю.
Скажу ещё яснее:
если вы заказали исследование и не видите ничего кроме журнала боевых действий, УПК, укн и выписок из личного дела, то это халтура, а не исследование.
Как-то мне пришлось одному клиенту рассказывать, почему мне для исследования не нужно личное дело и тогда я сформулировала, (допускаю, что криво и косо) мысль:
Это как пунктир по сравнению с прямой непрерывной линией. Многим вполне достаточно пунктира, кому-то нужно, чтобы линия не прерывалась, изучать глубоко и собрать воедино все сведения".
Поэтому для меня личное дело — это только начало работы, но никак не её конец.
Ваша Алина Акоефф
#библиотекапоиска #рабочее
2 минуты
13 июня 2024