81 подписчик
Система четырёх стихий.
Система четырёх стихий легла в основу всех западных магических традиций и повлияла также на развитие религий. Но если её влияние на религиозную мысль в ходе столетий ослабевало, то применительно к магии дело обстояло наоборот: в магической практике концепция четырёх стихий занимала всё более и более важное место.
По большей части это объясняется тем, что четыре стихии символизируют строительные «кирпичики» формы и преобразующие воздействия силы.
В целостном виде система четырёх стихий впервые была изложена в сочинениях древнегреческого философа Эмпедокла [V век до н.э.]. В трактате «О природе» Эмпедокл утверждает, что стихии — это не только строительные элементы вселенной, но и духовные субстанции, обладающие божественной природой.
Следует отметить, что эти четыре первоначала всех вещей Эмпедокл называет не «стихиями» [stoikheia], а «корнями» [rhizai] или «клубнями» [rhizomatá]. Эмпедокл был магом и травником, «зельекопом» [rhizotomos, букв, «режущим коренья»], и свою теорию стихий он разрабатывал параллельно с системой оккультных «симпатий» [соответствий] в мире растений. В IV веке до н.э. в трактате «О порождении и разрушении» Аристотель подробнее развил учение о стихиях как духовных субстанциях.
Несколькими десятилетиями позже Платон в диалоге «Тимей» сформулировал другую точку зрения на стихии, предположив, что они представляют собой проявленные изменчивые свойства первоматерии вселенной.
Еще одну теорию разработали стоики, которые приписали каждой стихии всего по одному качеству, а не по два, как Эмпедокл, Аристотель и Платон. «Огонь есть горячая основа, вода — влажная, воздух — холодная, земля — сухая», — писал Диоген Лаэртский [ок. III в. н.э.].
Обе теории качеств по-своему повлияли и на раннехристианских богословов, таких как Афинагор, Аристид и Евсевий, и на иудейских философов, таких как Филон и Иосиф Флавий. Однако в гностицизме возобладал иной подход, согласно которому стихии разделялись на благие и злые.
Христианское учение о стихиях, разработанное ранними богословами, сводилось к тому, что все сущее состоит из четырёх стихий, над которыми властвует пятая [эфир] — животворящая душа. Именно эта точка зрения была воспринята западной эзотерической традицией и действующими в ее рамках различными школами магии.
Египетский жрец и историк Манефон, живший во времена династии Птолемеев, в III веке до н.э., соотнёс стихии с божествами, тем самым перебросив мост между теорией Эмпедокла и более поздними традициями:
Египтяне говорят, что Исида и Осирис — это Луна и Солнце; что Зевс — это имя вездесущего Духа, Гефест — Огня, а Деметра — Земли. Влажную стихию египтяне называют Океаном и собственной своей рекою, Нилом; ее же они считают родительницей богов. Воздуху же они приписывают имя Афины [Манефон, фрагменты «Истории Египта», 83].
Филолай, пифагорейский философ V века до н.э. писал о распределении четырёх стихий по четвертям зодиакального круга. Вероятно, это древнейшая из всех подобных теорий, и немаловажно то, что она подчёркивает значение символа планеты Земля — окружности, разделённой равноконечным крестом на четыре четверти. Эти четыре четверти соотносятся с четырьмя стихиями, из которых состоит наша планета.
Пифагорейцы связывали стихии с природным циклом, соотнося их качества с временами года. Первой в этом цикле идёт Влажность — весенние дожди, способствующие бурному росту растений. Молодые побеги тянутся к солнцу, и первая фаза сменяется второй — фазой Тепла: растения вызревают под солнечными лучами [благодаря активным процессам фотосинтеза].
Третья фаза — Сухость: наступает осень, и листья и стебли высыхают.
Наконец, четвёртая фаза, фаза Холода, приносит зимние морозы, смерть и погружение в землю для подготовки к началу нового цикла.
Связи между четырьмя стихиями и четырьмя качествами были широко известны; в частности, о них писал Саймон Форман в алхимическом трактате «О разделении Хаоса» [XVI век]:
Затем из этого Хаоса были сотворены четыре стихии: тепло и холод, влажность и сухость. Они — истоки всех созданий, обитающих в подлунном мире.
3 минуты
12 июня 2024