61 подписчик
Про Элар, Память народа и ЦАМО
Вчерашняя публикация вызвала много удивления: почему я радуюсь установке компьютеров в читальном зале. Придется рассказать эту длинную историю с самого начала, иначе непонятно. Рассказ будет выполнен широкими мазками, иначе закопаемся в деталях. Сразу оговорюсь: Память народа (ПН) — это практически гениальный ресурс, задуманный отлично, и хорошо исполненный, но дошедший до определенного предела, который очень легко перешагнуть.
В истории с ПН существует несколько крупных игроков:
1️⃣ ЭЛАР. Как уж он стал монополистом в этой истории — это одному Богу известно. Но надо понимать, что ЭЛАР — это частная компания, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому философия простая: нет денег — нет документов. Причем, ЭЛАР взял этот куш хорошей стратегией, заявив, что мы сделаем государственную информационную систему, объединив архивные фонды. Этим он убивал сразу нескольких зайцев: насовывал архивам свое оборудование, прыгал на подсос госконтрактов, имел люфт для копирования всего чего надо и нет. Грубо говоря, это был отличный крючок, чтобы подцепить огромную рыбину в виде государства. А куда ты, собственно, денешься, ведь этот контракт уже никому передать нельзя, потому что все рухнет.
2️⃣ Второй игрок — это Министерство обороны в лице Департамента по увековечиванию памяти павших при защите Отечества. Они де-факто были заказчиками разработки ПН и должны были быть администраторами ресурса. Но не стали из-за обычного раздолбайства.
3️⃣ ЦАМО, который просто был донором документов.
А дальше сложилась такая диспозиция. В 2003 году начались работы по созданию двух независимых сайтов на основе 33 и 58 фонда ЦАМО.
При этом, сам ЦАМО даже не был участником этих государственных контрактов, то есть в чистом виде был только донором.
Поскольку Департамент и ЦАМО — это разные щупальца этого животного, то Департамент, конечно, прописал формально, что ЭЛАР должен обеспечить создание в архиве электронной системы документооборота и пользования сканированными образами, но де-факто проверять это не стал. А ЭЛАР естественно не стал настаивать, отделавшись фигвамами и подачками.
В итоге вместо того, чтобы создать условный электронный фонд ЦАМО, где систематизация шла бы сообразно архивной, сделали что сделали. А дальше ЭЛАРУ как-то надо было ещё сожрать денег, причем желательно по двум направлениям сразу. У него уже был контракт на поддержку этих сайтов, но этого было мало, а значит надо было придумать что ещё выложить.
Тогда поэтапно туда начали загружать другие фонды, наверняка, прося под это новые деньги. При этом, здесь в полный рост работало правило: нет денег — мы не размещаем, даже если это уже за госсчет отсканировано.
В 2008 все это объединили в единый ресурс под названием Память народа. Этот сайт лежит на серверах в ЭЛАР, но по логике, администрирование должно лежать на Министерстве обороны. Вместе с тем все запросы, которые люди посылали в департамент по поводу внесения изменений в ПН, пересылались в ЭЛАР. Что может говорить о том, что никакого администрирования со стороны МО РФ нет.
И получается, что де-факто ЭЛАР теперь может одной кнопкой отключить ПН, не говоря уж о проведении работ, добавлении/убавлении и т.д.
Теперь посмотрим где тут ЦАМО? А опять нигде. Как не было в ЦАМО АИС даже на базе того, что есть в ПН, так и нет.
Ещё один момент — это цель создания ПН. Дело в том, что у ПН есть две аудитории. Первая — это простые пользователи, которые просто ищут своих родственников.
Вторые — это профессионалы, для которых ПН это рабочий инструмент.
Как это ни смешно, и для тех, и для других бесконтрольное расширение фондов, загруженных в ПН — это зло.
Для пользователей много лишнего (дубли паспортов, множество карт, которые не открываются, отвратительная индексация и многое другое). Да и для профессионалов пользование ПН иногда превращается в пытку. Частенько встречается, что одни и те же документы загружены два раза, ну, и посчитаны, наверняка, тоже дважды.
Но главное — архив как не был полноценным актором работы с Памятью Народа, так и сейчас им не является.
#рабочее
3 минуты
12 июня 2024