Найти тему

Меня с юности немножко парит задача расширения диапазона голоса. В обе стороны. Так вот, несколько хинтов, полученных от разных хороших людей, вдруг пригодится тоже кому.

Заранее отмаз – тут есть некоторые профессиональные вокалисты, так что его наличие необходимо – всё, что в этом постинге будет ниже, это «не мой мапэд», я никогда не был профессиональным преподавателем вокала, за шта сам купио, за то и продајем.
1. Длина голосовых связок определена анатомически, предел натяжения определён сопроматом. Поэтому, когда мы расширяем диапазон голоса, мы на самом деле не «строим своё тело», как бодибилдеры, к примеру – мы, во-первых, обучаемся работать с тем, что дано природой, а во-вторых, приучаем данное от природы к непривычным режимам работы. Север Гансовский в фантастическом рассказе «Голос» был прав – 90% базы хорошего вокала расположено между ушами.
2. Вместе с тем, ни один марафонец не родился таковым, и ни один бодибилдер не вылез из вагины сразу с рельефом. Если неделю-две попел, а диапазон как был полторы октавы, так и остался – это не означает, что где-то внутри не сидит пятиоктавная Има Сумак, которую надо только освободить.
3. Голосовые связки – не паховые. Растягивать диапазон так же, как шпагат, через превозмогание, нельзя. Максимум, что этим можно сделать – убить себе голос надолго. Нужно больше работать «в зоне комфорта», нот на пределе своих возможностей только слегка касаться, без форсирования. Когда голос «в зоне комфорта» достигает оптимума своего развития, «зона комфорта» будет постепенно расширяться. В областях, куда она расширилась, тоже аккуратно полируем до крутоты, и так далее.
4. Распевка обязательна. Даже при хорошо проработанном в «зоне комфорта» голосе на нераспетых связках могут быть и петухи, и киксования. Что такое кикс? А то же самое, что в пилотировании штопор. Срыв воздушного потока и потеря управления. Вы можете возразить – есть же много примеров из жизни, когда знакомый профессиональный вокалист «с места» исполняет какой-нибудь отрывок сразу красиво. На самом деле, секрет этого в том же, почему профессиональный борец, не размявшись, может кинуть быдланутого пацанчика через мостик – этот борец просто всегда размят, у него мышцы всегда разогреты, его врасплох не застанешь. Так же и этот вокалист. Он всегда по чуть-чуть распевается. Между делом, в разговоре, ещё как-то – но связки у него к моменту «а спой» уже прогреты.
5. Про то, что голосовые связки не паховые, уже упомянул. Так вот – это ещё и не бицепсы, к тому же. Метод «сделай столько подходов, сколько вытянешь, а потом ещё парочку» не только убьёт голос, он ещё и выработает антипаттерн пения на силе. Хороший, красивый вокал достигается на расслабленном горле. Дополнение к этому – имеет смысл попробовать при необходимости взять непривычно высокую ноту представлять в уме, будто она, наоборот, непривычно низкая, и наоборот.
2 минуты